Лекция 3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• историю возникновения и развития понятия формы правления;
• понятие монархии и классификация монархий;
• типологизации республик;
• формы государственного устройства;
• понятие и виды политических режимов;
уметь
• классифицировать монархии по определенным основаниям;
• выделять типы форм государственного устройства;
• выявлять существенные признаки государственно-политических режимов;
владеть навыками
• определения типа формы правления конкретного государства;
• индентификации политического режима страны;
• определения государства как унитарного или федеративного.
Понятие формы государства
Формы государства изучались еще в древности. По мнению философов Древней Греции, Древнего Рима и стран Древнего Востока, вопрос о классификации государственных форм является одним из важнейших в науке. Отличительной особенностью учений о формах государства этого периода является то, что философы, как правило, не видели различия между сущностью и формой государства, к форме сводили саму природу государственной власти.
В период Средневековья в учениях о формах государства так или иначе обосновывался божественный источник политической власти. Мыслители (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновывать формы государства исходя не из воли
бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права.
Так, Монтескье разделял формы государства на республику (основой власти является добродетель, равенство), монархию (основой власти является честь), аристократию (принципом власти является умеренность). Он считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Идеальной мыслитель считал конституционную монархию английского образца.
Руссо полагал, что высшая суверенная власть в государстве принадлежит только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. Он различал политические формы в зависимости от того, кому народ передал исполнительную власть: если власть принадлежит одному лицу, то это – монархия, если небольшому кругу лиц – аристократия, если все лица осуществляют власть – демократия. Монархию, аристократию и демократию философ считал простыми и идеальными формами, т.е. такими, которые существуют как исключение. В действительности присутствует смешение указанных принципов правления.
Теории форм государства XIX в. исходили из того, что основным критерием при обосновании понятия "форма государства" является правовое положение высших органов государственной власти.
Принципиальным представлялся вопрос о том, кто является органом власти, или, иначе, кто те лица, чья воля подчинила себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории.
В отечественной юриспруденции высказывалось мнение, что по форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в юридическом положении.
Юристы конца XIX – начала XX в. выдвигали и понятие формы государственного устройства, в которое они включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, административными, национальными и другими единицами. В связи с этим в понятии "форма государства" были выделены дефиниции: "форма правления (организация верховной, суверенной власти)" и "форма государственных соединений". Они употреблялись как тождественные понятию "форма государства", хотя предпочтение отдавалось форме правления.
В середине XX в. распространение получило мнение о том, что форма государства в широком смысле слова включает в себя форму правления и форму государственного устройства. В узком – только форму правления.
Наиболее спорным вопросом общего понятия формы государства является проблема политического режима, гак как именно этот элемент появился позже, в XX в., и не все ученые признают его наличие. В необходимости выделения понятия политического режима в общем учении о форме государства убеждают факты реальной жизни. Уже в историческом прошлом возникали такие государственные формы, для понимания специфики которых было недостаточно охарактеризовать их форму правления или форму государственного устройства, например, деспотия или тирания. Специфические особенности этих форм заключались не только в том, что они были монархиями, а главным образом – в особых способах осуществления монархической власти. Термины "деспотия", "тирания" употребляются для характеристики особого режима политической власти в стране.
Проблема политического режима стала актуальной в связи с победой фашизма в некоторых государствах. Эти факты продемонстрировали, что и при республиканской форме правления возможны грубые нарушения прав человека и идей демократии.
Шарль-Луи де Секонда Монтескье, барон де Ла Бред и де М. (1689-1755)
Французский просветитель, правовед, философ и писатель. Основное сочинение: "О духе законов".
Под формой государства следует понимать организацию государственной власти, охватывающую форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления представляет собой способ организации государственной власти. Форма правления характеризует способ замещения должности главы государства и высших должностных лиц.