Формы и функции государства
Форма государства представляет совокупность трех принципиальных характеристик государства:
o форма правления;
o форма административно-территориального устройства;
o политико-правовой режим.
Под формой правления понимается способ организации государственной власти, ее структура, особенности взаимодействия органов власти между собой и населением.
Различаются две основные формы правления - монархия и республика. Принципиальное отличие между ним заключается в том, что монарх является наследственным и несменяемым, а высшее должностное лицо республики - избираемым. Исходя из этого, различным является и уровень ответственности правителя за свою работу перед населением.
Каждая из этих форм имеет ряд разновидностей.
Различают абсолютные, сословно-представительные и конституционные монархии. Типичными примерами последней являются Швеция или Великобритания, где монарх "царствует, но не правит". Абсолютная монархия существует сейчас в Саудовской Аравии и Омане. Наиболее емко суть абсолютной монархии в свое время охарактеризовал французский король Людовик XIV: "Государство - это я!", указывая тем самым на всевластие и полноту своей власти. В абсолютной монархии король есть верховный законотворец, правитель и судья в одном лице.
Республики бывают парламентские и президентские. В парламентских республиках (Германия, Италия) правительство назначается парламентом из числа своих членов, и отчитывается перед ним за свою работу. Президент в таких республиках выполняет, главным образом, представительские функции. Напротив, в президентских республиках (Франция, США) президент избирается отдельно от парламента, и соединяет в своих руках функцию главы исполнительной власти и главы государства. Существуют смешанные республики, которые называют "полупрезидентскими" или "суперпрезидентскими".
Под формой государственного (административно-территориального) устройства понимается внутреннее строение государства и особенности правового положения его составных частей.
Различают три разновидности форм государственного устройства: унитарное государство; федеративное государство; конфедеративное государство.
Унитарное государство (Великобритания, Китай, Греция, Венгрия) представляет собой целостное государственное образование с единой вертикалью власти, когда органы управления на местах являются территориальными подразделениями центральной власти и не имеют собственных полномочий.
В федерациях (США, Германия, Россия) территориальные подразделения (штаты, земли, области и т.д.) имеют собственную компетенцию, налоги, конституцию и иное законодательство, свои органы государственной власти, не находящиеся в прямой иерархической подчиненности центральным органам власти. Субъекты федераций равноправны между собой.
Существует два вида федераций: территориальная и национальная. В территориальных федерациях (США, Германия, Мексика) их субъекты не являются государственными образованиями, у них нет своей конституции, и они не могут выйти из состава федерации. В национальных федерациях (Россия, Нигерия) се субъектами являются национальные территориальные образования. Они имеют свои конституции и суды (например, в России каждый субъект РФ может создать собственный конституционный или уставной суд), и объединяются в федерацию добровольно. Формирование высших органов законодательной власти происходит с соблюдением принципа представительства в них субъектов.
Конфедерации в своем "классическом" виде в настоящий момент отсутствуют. Суть этой формы государственного устройства состоит в том, что два и более государства объединяются между собой для решения определенного вопроса (например, обороны) на определенный срок с созданием надгосударственных образований, которым передаются определенные государственные функции участников. Типичным примером конфедерации были США конца XVIII в. или Швейцария XIX в. Определенные признаки конфедерации можно усмотреть в Европейском Союзе или Содружестве Независимых Государств (СНГ).
Государственный (политико-правовой) режим означает способы и порядок осуществления государственной власти, особенности взаимодействия между властью и обществом, степень участия общества в решении государственных проблем.
С этой точки зрения выделяются авторитарный, тоталитарный и демократический политико-правовой режим.
Авторитарный режим характеризуется ограниченностью прав и свобод граждан, слабостью выборных органов власти, отсутствием независимой судебной власти, отсутствием надлежащего контроля общества над чиновниками. Высшей формой авторитарного государства является тоталитарное государство, где эти характеристики проявляются наиболее явственно, а удержание общества в повиновении осуществляется посредством массовых политических репрессий.
В тоталитарном государстве осуществляется тотальный контроль над всеми сторонами жизни общества, идет вмешательство государства в частную жизнь граждан, давление одной политической партии.
Не менее типичным признаком тоталитарного режима (гитлеровская Германия, сталинский СССР) является абсолютизация идеологии, снижение роли личности до "винтика" государственной машины, отрицание ценности отдельной человеческой личности, пропагандирование коллективных ценностей и игнорирование желаний и интересов отдельных лиц. Например, в 1930-е гг. сталинская пропаганда вбивала в голову людям даже на уровне идеологически выдержанных песен мысль о том, что "была бы страна родная, и нету других забот", хотя очевидно, что у любого человека есть и другие "заботы".
В отличие от авторитарного государства, где террор осуществляется только против реально существующей оппозиции, в тоталитарном государстве жертвами террора становятся обычные, законопослушные граждане, не совершившие никаких противоправных деяний. Отсюда задачей правоохранительных органов является не столько расследование реальных преступлений, сколько выполнение плана по поиску мнимых "врагов народа", причем это происходит в условиях существования декларативных законов.
Не менее характерной чертой тоталитарного государства является его милитаризация, огромные бюджетные расходы на развитие вооружений, стремление к развязыванию агрессивных войн, что отвлекает народ от реальных проблем государства.
В демократическом государстве присутствуют и гарантируются государством основные права и свободы человека, реально реализован принцип разделения властей, функционируют механизмы выборности органов государственной власти. Демократия является наиболее цивилизованной формой взаимоотношений между гражданским обществом и государством - государство служит и отчитывается перед пародом.
Если смотреть через призму форм государства на Российскую Федерацию, то это президентская республика, обладающая федеративным устройством (национальная федерация), в которой идет формирование демократического политико-правового режима.
Функции государства - это основные направления его деятельности, а также цели, способы, формы и средства осуществления такой деятельности.
Наиболее распространенной классификацией функций государства является выделение внутренних и внешних функций. Кроме того, можно говорить об основных и неосновных функциях, постоянных и временных функциях государства и т.д.
В рамках приведенной классификации выделяют следующие внутренние функции:
o экономическая - создание условий для развития экономики страны, финансирование научных исследований приоритетных областей (например, в Сколково), принятие мер по борьбе с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, развитие частной собственности (в том числе на землю), проведение приватизации, формирование и расходование бюджета, выдача государственных кредитов (например, в сельском хозяйстве) и т.д.;
o политическая - создание надлежащей конкуренции между различными политическими силами и партиями, обеспечение сменяемости находящихся у власти лиц посредством проведения демократических выборов;
o охрана правопорядка - создание эффективного механизма противодействия посягательствам правонарушителей на жизнь, здоровье, имущество граждан, а также иные охраняемые законом интересы, обеспечение адекватного наказания лицам, осуществившим нарушение действующего законодательства. Для решения этой задачи в государстве создается и обеспечивается эффективное функционирование системы правоохранительных органов (полиция, прокуратура, суд и т.д.);
o социальная - обеспечение высокого жизненного уровня населения, создание условий для жизни и труда социально незащищенным категориям населения (пенсионеры, ветераны, инвалиды, безработные, многодетные матери и т.д.), развитие культуры, образования, здравоохранения, строительство социального жилья и т.д.;
o экологическая - создание механизма защиты окружающей среды, а также жизни, здоровья и имущества граждан от угроз, связанных с воздействием на данные охраняемые экологическим законодательством блага неблагоприятных факторов окружающей среды и деятельности человека. Данная функция имеет два направления: охрана природы от воздействия продуктов человеческой жизнедеятельности и охрана жизни, здоровья и имущества граждан от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды;
o фискальная - связана с взиманием с граждан и юридических лиц законно установленных налогов и сборов.
Внешние функции государства включают в себя:
o международное сотрудничество - налаживание нормальных межгосударственных отношений, участие в работе международных организаций по решению глобальных проблем современности (терроризм, экология и т.д.);
o оборону - создание современных вооруженных сил и их оснащение современными видами вооружений, позволяющих дать отпор (в случае необходимости) от внешних посягательств па суверенитет.
В настоящий момент в условиях постиндустриального общества место в системе внешних и внутренних функций размывается как у недавно признанных (экологическая функция), так и у ряда "классических" функций государства.
Например, нарастание глобальных экологических проблем привело к появлению международного экологического сотрудничества, созданию надгосударственных управленческих структур (ЮНЕП при ООН и т.д.). Это означает, что экологическая функция современного государства не является в полном смысле слова только внешней или только внутренней, приобретая системно новое качество и характеристики.
Аналогичным образом, с признанием Российской Федерацией юрисдикции Европейского Суда по правам человека, внутренняя функция защиты прав граждан, поддержания законности и правопорядка перестала быть исключительно внутренним делом России, а стала элементом стратегии международного сотрудничества.
Не менее важной современной особенностью развития внутренних функций Российского государства является все более широкое вовлечение в этот процесс органов местного самоуправления. Без сомнения, в реализации функции обороны местные органы власти не участвуют, и едва ли будут участвовать в будущем. Весьма ограничено их участие в социальной, финансовой, политической и иных подобных функциях.
Однако в рамках новых государственных функций их активное участие предусмотрено федеральными законами и в последние годы стало нормой для всех муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления принимают самое активное участие в охране окружающей среды, создавая систему дополнительных гарантий реализации нрава человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.