Формы бытия
Реальное многообразие бытия мира предполагает существование различных форм бытия, под которыми понимают разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. Выделение форм бытия связано с определенными трудностями, которые вызваны тем, что онтологическая проблематика разрабатывается в различных философских течениях с различных мировоззренческих позиций и вполне понятно, что взгляды на формы бытия будут определяться этими мировоззренческими позициями.
Например, уже Платон выделял подлинное бытие – мир идей и неподлинное бытие – мир вещей.
Одним из первых в XX в. попытку возрождения онтологии предпринял немецкий философ, основоположник критической (или новой) онтологии, Николай Гартман (1882– 1950).
Создатель новой онтологии разработал учение о стратификации бытия[1]. Согласно этому учению реальный мир имеет сложную структуру, своеобразно расслоен. В нем надстраиваются друг над другом четыре слоя, или формы, бытия:
• физически-материальный – охватывает весь космос, от атомов до галактик;
• органический – охватывает мир организмов, от простейших до людей;
• душевный – это мир души, сознание с его актами и содержаниями;
• духовно-исторический – это общая сфера духовной жизни, процесс становления которой связывает друг с другом поколения.
Высшие слои бытия возникают на основе низших и не могут существовать без них. Отметим, что Н. Гартман, разрабатывая новую онтологию, утверждал единство бытия реального мира: "Своеобразие реального мира именно в том и состоит, что столь разнородное, как вещи, жизнь, сознание, дух, совокупно в нем существует, наслаивается, влияет друг на друга, взаимно обуславливается, поддерживается, мешает друг другу и отчасти даже друг с другом борется"[2].
Согласно русскому философу Б. П. Вышеславцеву, мир представляет собой иерархическую структуру, систему "ступеней" бытия, в которой он выделяет три основные формы бытия:
• пространственно-временной мир, в котором живет человек; (пространственно-временное, причинно-следственное, растительно-животное, бессознательное бытие, материя, ступень природной сферы, сфера необходимости);
• идеальный мир как мир идей или "умных" сущностей (идеальное сверх-временное и сверх-пространственное бытие, сфера духа, идей и свободы);
• непостижимое Абсолютное само по себе (Единое) (Бог).
Попытка дать широкую классификацию основных форм бытия была представлена в учебнике "Введение в философию" под ред. И. Т. Фролова, изданном в 1991 г. С тех пор эта классификация воспроизводится во многих учебниках.
Особенность данной классификации форм бытия заключается в том, что все известное многообразие конкретных форм бытия в системе "мир – человек" на основе логического обобщения сводится к четырем основным.
• Бытие вещей (процессов), которые делятся на: бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
• Бытие человека, которое подразделяется на бытие в мире вещей и специфически человеческое бытие.
• Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
• Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытие общества.
Основные формы бытия выделены с позиций материализма. С позиций идеалистической философии выделение основных форм бытия будет иметь иной вид, а именно – в качестве высшего бытия будет выделяться духовное начало, понимаемое как объективное бытие Духа, Мирового Разума, Бога и т.д. В отличие от науки, в философии не может быть единственно верной картины бытия.