Формулы образования менеджера
Можно сформулировать ряд формул, по которым традиционно или инновационно строится современное образование менеджеров.
1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом? Это рассматривается часто как единственно возможные альтернативы образования. По ни то ни другое сегодня не может быть эффективным. Конечно, первое – поверхностно, второе – узкоспециализированно. Существует другая альтернатива.
2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности. Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.
3. Образование не подготовка к определенному виду деятельности. Эго формирование необходимого мышления для распознавания проблем определенного класса. Это особый вид образования. В нем главное: вид знаний, методология и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, исследование себя в процессе образования.
4. Образование – это не столько получение знаний, сколько развитие способностей. Мера знаний – в понимании и степени развитости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования. А они определяются соответствием структуры способностей человека и структуры его знаний.
5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству. Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее. Главное в креативном образовании – образное и голографическое мышление, развитое воображение, здоровый скептицизм, фундаментальные знания, методологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и пр.), системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и пр.), умение учиться и учить, непрерывность образования, установка на ценность истины (антиамбициозность, искусство понимать и пр.), инновационный потенциал, профессиональная ответственность.
6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании. Потребность в образовании очень важна, но главное – цель образования. Не каждый ее осознает. Образование не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества. Жизнь в творчестве – это не работа ради жизни и не жизнь ради работы.
Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера
Посмотрим на профессиональную деятельность менеджера с позиций ролей, которые он реализует в этой деятельности. Насколько они могут быть разнообразными? Какие комбинации могут составлять? Какие противоречия могут при этом возникнуть?
Командир производства, организатор, исполнитель, отец родной, арбитр, громоотвод, начальник (обратите внимание: от слова "начало"), исследователь, новатор, консультант, лидер, предводитель, помощник, представитель, куратор – в действительности все эти роли перемешаны, существуют в определенной комбинации. Но всегда существуют приоритеты тех или иных ролей. Как они формируются? Какую роль здесь играет образование? Каким оно должно быть?
Образование должно ориентироваться не только на функции, которые выполняет менеджер в процессе свое деятельности, но и на роли современного менеджера, причем на роли вполне определенные. Вот здесь и возникает потребность в креативном образовании, потому что только оно способно ориентировать на роли исследователя, новатора, предводителя и пр.
До недавних пор главная задача образования состояла в том, чтобы дать необходимые знания и навыки для профессиональной деятельности. А необходимость таких знаний и навыков определялись отраслевыми или ведомственными нормативами. Надо было лишь выполнять их – и успех в работе обеспечен. Это была ориентация на бездумное исполнительство, которое становится привычкой, а потом и основой всей организации управления и стиля работы.
Развитие креативного образования требует реформы всей образовательной системы. Здесь нельзя ограничиться только призывами. Но вместе с тем креативное образование нельзя насаждать – будет больше вреда, чем пользы. Вообще реформировать надо только то, что созрело для реформы и только тогда, когда без реформы дальнейшее развитие невозможно. Реформировать надо последовательно (это слово не тождественно понятию "постепенно"). Возможны ли поэтапные преобразования, или надо сразу изменять все по принципам шоковой терапии? Все зависит от того, что мы хотим строить и можем ли найти пути поэтапных преобразований.