Формирование теоретических основ экономической политики

Потребность в разделении понятий "политическая экономия" и "экономическая политика" в научной литературе появилась в конце XVIII — начале XIX в., когда, по мнению профессора Московского университета И. М. Гольдштейна, такие попытки предпринимались немецкими камералистами, в противоположность физиократам и классикам политической экономии, в трудах которых проблемы, принадлежащие к этим областям, постоянно смешивались. В книге "Экономическая политика" И. М. Гольдштейн пишет о том, что впервые четкое разделение "политической экономии" и "экономической политики" было предложено немецким экономистом Ю. фон Зоденом (1754—1831). В первом томе работы "Die Nationalökonomie" Зоден предложил "для политической экономии название "Nationalökonomie", а для экономической политики — название "Staatswirtschaft". Как и большинство позднейших исследователей, Зоден имел при этом в виду, главным образом, отношение между государственной властью и частными хозяйствами".

Фридрих Лист (1789—1846) творчески переосмыслил труды Зодена2 и в книге "Национальная система политической экономии" предложил следующую эволюцию представлений о государственном вмешательстве в экономику: "Staatswirthschaft — National Oeconomie — Politische-Oekonomie — Volkswirtschaft".

Немецкая школа экономической политики

Во второй половине XIX — начале XX в. немецкие традиции в исследовании экономической политики были представлены в работах не только германских, но и австрийских ученых. Ведущим представителем этого направления в то время был профессор Венского университета Евгений Филиппович фон Филиппсберг (1858—1917). Впоследствии его идеи были восприняты представителями фрайбургской школы, прежде всего Вальтером Ойкеном.

Профессор Е. Филиппович в работе "Очерки политической экономии" определил экономическую политику как "вмешательство организованных структур, в особенности государства, в развитие народного хозяйства".

"Народное хозяйство составляет закономерно связанное во всех своих частях целое, и экономическая политика неизбежно должна действовать в трех направлениях. Она должна заботиться о развитии производства, об усовершенствовании хозяйственной организации, споспешествовать образованию и потреблению доходов".

Филиппович отмечает, что вмешательство государства позволяет реализовать целостность экономической политики только в том случае, если ситуация близка к равновесию. Профессор А. Н. Миклашевский в работе "Обмен и экономическая политика" приводит точку зрения Филипповича на целостность экономической политики: "Нельзя установить формального единства экономической политики. Это единство может быть установлено только тем, что переход к лучшему, более совершенному снабжению материальными благами всегда будет происходить с возможно большим сохранением существующих интересов".

Одним из самых известных представителей данного направления является Вальтер Ойкен (1891 — 1950), предложивший интересное понимание экономической политики как своеобразного "единства противоположностей". Экономическая политика, по Ойкену, разделяется на два блока: политику порядка (вмешательство государства приветствуется и направлено на ограничение власти монополий компенсацию проблем экономической конъюнктуры) и политику регулирования (главное — экономический порядок, а вмешательство государства недопустимо). В книге "Основные принципы экономической политики" Вальтер Ойкен пишет о том, что "все проблемы экономической политики сводятся к вопросу об экономическом порядке, и только в этих рамках они имеют смысл".

Небезынтересной является и позиция Ойкена по поводу границ государственного вмешательства. Он использует понятие экономической политики по отношению к принципу laissez — faire, т.е. независимой от государства экономики. По Ойкену, экономическая политика laissez — faire есть координирование деятельности всех домохозяйств и предприятий при ее рациональной направленности на оптимальное обеспечение потребительскими благами, развитие производительных сил и общее равновесие. Экономическая политика laissez — faire "оставила за индивидами не только создание правил игры, структуры или тех форм, в которых ведется хозяйство, но и повседневную борьбу за количество и цену, т.е. сам экономический процесс".

Ойкен считал, что задачей экономической политики является поддержание необходимых институтов, условий и ограничений, которые и задают направленность оптимального функционирования рыночного механизма. "Отстаиваемый нами конкурентный порядок одинаково далек от плановой экономики и свободного рыночного хозяйства... Государственному планированию форм — "да", государственному планированию и регулированию экономического процесса — "нет"".

С идеями Ойкена перекликается подход профессора университета Вупперталя и Парижского института политических исследований Пауля Вельфенса, определяющего экономическую политику как "совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов... В частности, в се задачи входит установление рамочных условий, ограничивающих свободу действий экономических субъектов".