Формирование социально-гражданской компетенции
Социально-гражданская компетенция проявляется в социальных чувствах, ОГЛАВЛЕНИЕм которых является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, уважение к другим пародам и странам, к их национальным обычаям и традициям, стремление участвовать в демократических процессах, способность принимать на себя ответственность, участвовать в выработке совместных решений.
Формирование данной компетенции основывается па ценностях: отечество, нация, народ, мир, гражданственность, патриотизм, свобода.
Базовые понятия: "гражданственность", "патриотизм"
Закон РФ "Об образовании" 1992 г. одним из основных требований к содержанию образования (образование в данном случае понимается широко и включает в себя воспитание) называет "формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества" (статья 14).
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая правительством Российской Федерации в 2000 г., в числе основных задач обозначила воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Гражданство есть принадлежность лица к данному государству, что влечет за собой распространение на него прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства, с обеспечением государственной защиты его прав.
Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации сформулированы в Конституции Российской Федерации, которая является Основным Законом государства.
Права человека регулирует Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.). Этот международный акт по правам человека провозглашает круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека, в том числе: право на жизнь; право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться; право на судебную защиту и правосудие; право на образование и др.
Права ребенка защищает международный акт – Конвенция ООН о правах ребенка, где определяются права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и на оказание иных услуг детям государствами – членами ООН. Документ определяет круг прав юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Статьи конвенции утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества; определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям; излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации; определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям; закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг; устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми; определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
В основе воспитания гражданственности лежит правосознание гражданина. Каждый гражданин должен осознавать свою принадлежность к государству как ценность, должен знать права и обязанности, установленные законодательством этого государства, защищать свои права и четко выполнять свои обязанности.
Гражданственность проявляется в участии гражданина в политической, социальной, экономической жизни государства, поддержании законопорядка, укреплении обороноспособности страны, готовности к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха.
Непременным условием воспитания гражданственности является доверие гражданина к государству и осознание ответственности за сохранение и процветание государства. Каждый человек должен ощущать неразрывную связь с судьбой своего государства.
Гражданственность тесно связана с патриотизмом, поскольку государство, где каждый реализует свои гражданские права и обязанности, является большей частью для человека и его отечеством, родиной.
Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина) – любовь к родине, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.
В основе воспитания гражданско-патриотических ценностей должна лежать национальная идея, которая даст понимание самобытного пути развития государства, обеспечивает духовное родство каждого человека со своим государством. В настоящее время идет поиск национальной идеи. На данном этапе обозначены базовые ценности, которые связывают с воспитанием личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, природа, человечество. Перечень ценностей открытый.
Осознавая свою связь с судьбой своего государства, современный человек должен чувствовать связь с жизнью всей планеты, т.е. осознавать себя гражданином мира, ответственным за гармонию окружающей среды, за сохранение жизни на планете.