Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка
Материнство и отцовство – стержень, основа семейных отношений и смысл личного существования супругов. Действенный характер материнской любви проявляется в том, что она предполагает определенный набор качеств, в которых мать реализует свое чувство: сосредоточенность на ребенке; полная заинтересованность в его благополучии; отдача ему своей энергии, сил, здоровья; всесторонняя забота о нем; самоотверженность и самопожертвование. Для Э. Фромма, как и для В. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Ильина, материнская любовь – одна из вершин человеческой любви. Вовсе не случайно, что и в католичестве, и в православии особое почитание Божьей Матери является устоявшейся традицией.
Материнство – свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми. Природный материнский инстинкт – первый импульс материнского чувства любви, т.е. способность ощущать, воспринимать, осознавать, понимать, сопереживать. С момента появления ребенка на свет на волне чувственного восприятия непосредственно через любящую мать происходит:
1) знакомство ребенка с окружающим миром;
2) развитие его эмоциональной сферы, реализуемой в сочувствии, сострадании всему, что встречается на его пути: букашке, цветочку, книжке, любимой игрушке, другому человеку;
3) создание позитивного опыта в разнообразных видах деятельности: познании, труде, игре;
4) первая школа общения ребенка с другим человеком, в основе которой – доброта, сердечность, откровенность, великодушие, правдивость, верность.
Мать для девочки – пример будущей девушки, женщины; для мальчика – образец будущей спутницы жизни.
Основа жизни есть оплот матери, и путь к материнству начинается с младенчества. Падение рождаемости, брошенные дети при живых родителях и брошенные старики при живых детях, конфликтные взаимоотношения родителей и подростков, не любящие детей воспитатели в детских садах и учителя в школах – не звенья ли это одной цепи? Приведем наблюдения за поведением разных мам с младенцами в поликлинике, ожидающих очереди на прием к педиатру. Одна мама осторожно кладет малыша на пеленальный столик, разворачивая одеяльце и пеленки, ласково разговаривает с ним, ее движения нежны и неторопливы. Она все время сосредоточена на ребенке, пытается развлечь его, играет, показывает игрушку. Если малыш расплакался, мама берет его на руки, успокаивает ласковыми словами. Другая мама ведет себя иначе: ее движения резки и торопливы, выражение лица суровое или безразличное. Молча распеленав младенца, она стоит рядом и не обращает на него никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать, она выказывает недовольство, требует: "Прекрати нытье!" Взяв младенца на руки, трясет его, как неодушевленный предмет, ей и в голову не приходит приласкать малыша, отвлечь его разговором или игрушкой. Нетрудно понять, что у первой мамы малыш чувствует себя любимым, нужным, защищенным, а у второй – одиноким, предоставленным самому себе, досадной помехой для окружающих.
Характерны зарисовки поведения мам на детской площадке во время прогулки с детьми постарше – годовалыми или двухлетними. Одна мама сидит вместе с малышом в песочнице, помогает накладывать песок в ведерко, показывает ему, как делать куличики, подбадривает, если куличик не удался: "Ничего, давай попробуем еще раз, я тебе помогу". Когда же у ребенка получается хороший куличик, мама искренне радуется вместе с малышом, хвалит его. Другая мама тоже пытается научить малыша делать куличики, но при этом она ничем не помогает ему, лишь понукает и поддразнивает: "Давай, давай, учись делать сам! Эх ты, неумеха, ничего у тебя не получается!" Третья мама сидит на скамейке около песочницы, равнодушно наблюдает за малышом и время от времени делает ему замечания: "Не смей брать песок в рот!", "Не бери чужие формочки! Я кому говорю?!" Ребенок не слушается, мама сердито хватает его за руку, шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаются ноги, он сопротивляется, плачет. "Будешь сидеть в наказание здесь", – говорит мама, и ребенок, продолжая плакать, сидит на скамейке.
Сразу видно, у какой мамы складываются более доверительные отношения с малышом и у кого из детей больше шансов научиться делать куличики. Эти зарисовки характеризуют лишь некоторые отдельные грани комплекса "материнства" – материнского поведения. Однако они дают представление о различиях в отношении разных матерей к своим детям и в стиле воспитания. В вопросе о том, что такое "хорошая мать", мнения разных людей расходятся. Одни считают, что хорошая мама должна быть доброй и ласковой; другие уверены, что хорошая мать должна быть строгой и требовательной; третьи думают, что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность, и строгость. Однако встречаются и те, кто считает, что мать вообще не может быть хорошим воспитателем, поэтому ребенка с самого рождения должно воспитывать государство.
Проблема "хорошей матери" чрезвычайно сложна и многообразна, в разные исторические времена у разных народов она решалась по-своему, поэтому не существует однозначного ответа на вопрос: "Какая мать лучше?" В настоящее время над этой проблемой работали и работают многие ученые разных направлений. Современные представления о психологической готовности к материнству и материнской компетентности на этапе младенчества показали, что детско-родительские отношения в первые месяцы и годы жизни ребенка имеют огромное значение для его дальнейшего развития и психического здоровья.
Различают следующие этапы формирования готовности к материнству и факторы, влияющие на нее.
1. Уровень материнской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем – соблюдать правила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище, тепле, т.е. создавать физиологический комфорт, но также знанием психологических потребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их. В современном обществе многовековые традиции воспитания новорожденных и младенцев во многом утеряны. Молодые матери часто оказываются лишенными помощи бабушек, будучи единственным ребенком в семье, не имеют опыта контактов с маленькими детьми, несколько поколений матерей выросло в системе общественного воспитания, которая многие традиции отвергла, признав их устаревшими или вредными.
Высокая чувствительность матери ко всем проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенность ее обращений к нему, богатое экспрессивно-мимическими и словесными комментариями взаимодействие обеспечивает достаточное по количеству и качеству эмоциональное общение. Поэтому от того, как складываются взаимоотношения между ребенком и матерью в первые месяцы жизни, во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.
Таким образом, уровень материнской компетентности в первые месяцы жизни ребенка определяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоционального общения и формирования привязанности у младенца. Соответственно, и на дальнейших этапах развития ребенка материнская компетентность определяется тем, как она создает условия для его полноценного личностного развития.
2. Формирование психологической готовности к материнству происходит на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству, с одной стороны, имеет мощную инстинктивную основу, с другой стороны, выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт ее взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми. Если в детстве женщина любила играть в куклы, в дочки-матери, если она любит детей и особенно ей нравятся младенцы, у нее гораздо больше шансов стать хорошей матерью, чем у той женщины, которая не имеет таких предпочтений.
3. Период от зачатия до рождения ребенка – важный этап в становлении материнского поведения: в это время в организме и в психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному, конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения является желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или словесной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
4. Установки женщины на стратегию воспитания ребенка, которые складываются у нее к концу беременности под влиянием сведений, почерпнутых в женской консультации, из книг, от своих родителей и знакомых. То, как она намеревается осуществлять уход за младенцем (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться "приучать к самостоятельности", т.е. ориентироваться на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему), также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку.
Установлено, что недостаточное или неправильное общение младенца со взрослыми (и в первую очередь с матерью) ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже в первые месяцы жизни. Существуют данные о том, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин развития шизофрении и других заболеваний. Из литературы известно также, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Эти данные побудили психологов к исследованию особенностей материнского поведения, их влияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иного типа "материнствования".
Типы мам выделяют по параметрам сходства поведения матерей.
1. Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства, она всегда все знает о своем ребенке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь, заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
2. Тревожная мама вся во власти того, что ей мнится по поводу здоровья ребенка; она во всем видит угрозу благополучию ребенка, тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
3. Тоскливая мама вечно всем недовольна, она угнетена мыслями о себе, о своем будущем; ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.
4. Уверенная в себе и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка, жизнь ребенка спланирована до его рождения и от воплощения задуманного мама не отходит ни на йоту. Ваяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.
Исследования психологов подтвердили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Оказалось, что уже на этапе беременности примерно у 40% из обследованных женщин выявились тс или иные особенности, могущие впоследствии оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка, они не могут выработать адекватного отношения к ребенку на первом году жизни.
Еще не все этапы формирования готовности к материнству и факторы, на нее влияющие, окончательно изучены. Важно, что уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия позитивных и негативных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.