Формирование, развитие социальных потребностей детей и взрослых как форма развития педагогического потенциала социума

Как ранее отмечалось в учебнике, в основе любой человеческой деятельности, включая и социально-педагогическую, лежат потребности, которые являются источником активности человека, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Именно они составляют основу движения человека к конкретному результату своей жизнедеятельности. Наша задача заключается не только в описании сущности активности этого элемента деятельности, но в значительной мере в изложении процесса их формирования, развития и, в некоторых ситуациях, создания новых потребностей, обеспечивающих новое ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности. Ведь потребности выступают не пассивным элементом деятельности, а развиваясь в процессе деятельности, активно влияют на ее ОГЛАВЛЕНИЕ.

Из психолого-педагогической литературы известно, что потребности личности – это составная часть направленности, следовательно, значимая качественная характеристика личности, формирование и развитие которой успешно осуществляется воспитательными средствами, формами и методами. Как направленность личности, так и ее составляющая потребность личности являются динамическим свойством личности.

Динамичность потребностей человека в большей мере зависит от внешних условий, нежели от типа нервной системы человека, от его биологической составляющей, которые для индивида остаются практически стабильными в течение всей его жизни и определяют исходные возможности развития его потребностей. Динамичность потребностей всецело определяется многообразием внешних факторов, создающих различные ситуации, а значит, и появление различных требований человека к окружающей действительности.

Под воздействием факторов внешней среды у человека, имеющего определенный банк естественных потребностей, появляется нужда в установлении равновесия относительно требований окружающей действительности к нему в виде культурных потребностей. Таким образом, у человека появляется своего рода ответная реакция на внешние раздражители, определяющая дальнейшее его поведение, отдельные действия и, наконец, осознанную деятельность. При неоднократном повторении этих реакций у человека развивается условный рефлекс на раздражители, в результате чего формируется устойчивое качество личности в виде потребности в чем-то или в ком-то. Потребность в чем-либо может быть охарактеризована как материальная потребность. Потребность в ком-либо означает социальный аспект нужды человека, рассматриваемой как социальная потребность. При благоприятных условиях развития сознания человека любая из этих потребностей может перерасти из уровня нужды в мотив – желание до уровня интереса, стремления, в цель деятельности или даже в его убеждение. Другими словами, превратиться в мотив – осознанную потребность. Рассматривая убеждение как высший мотив личности, как побудитель ее активности и одновременно как элемент мировоззрения, проявляющийся в социальном поведении, в социальных действиях, перед нами открываются пути формирования социальных потребностей личности. С этого места для многих впервые включающихся в освоение этой проблемы возникают вопросы: "Что такое социальная потребность?" и "Каким образом она соотносится с потребностью человека вообще?"

Если потребность человека означает нужду естественную (биологическую) или культурную (материальную и духовную) в чем-либо или в ком-либо, то социальная потребность – это разновидность духовной потребности, социальной нужды человека, его нужды в другом человеке, в общении и взаимодействии с ним.

Социальная потребность проявляется в желании установить контакт с другим человеком; во влечении к другому человеку, желании общаться с другим человеком; в стремлении понять другого человека; в оказании ему посильной помощи; в наличии идеала в лице другого человека; в желании работать в коллективе; в стремлении участвовать в совместной деятельности; в наличии интереса к жизни и деятельности других людей; в потребности сочувствия со стороны других людей; в потребности помощи от других людей; в желании быть членом коллективного труда; в стремлении улучшить результаты коллективного труда; в наличии цели в виде участия в создании социально-значимого продукта; в готовности прийти на помощь другим людям; в самопожертвовании ради других людей; в делании добрых дел в отношении других людей; в наличии веры в человека и его деяния; в убеждении первичности социального над индивидуальным; в желании подавить эгоистические черты своего характера; в стремлении развивать в себе альтруистские качества; в стремлении к развитию у себя социальной активности личности; в возможности обрести новые социальные ценности; в возможности самовыражения в социальной среде; в возможности самореализации в совместной деятельности; в стремлении добиться уважения, приобретения авторитета среди других людей и т.д.

Диапазон социальных потребностей может быть расширен за счет профессионально важных потребностей, таких как добросовестность участия в коллективном труде, наличие желания оказать бескорыстную помощь другому в труде, восхищение и радость за успехи другого, первостепенность решения коллективных задач относительно собственных, внимательное отношение к другим людям, к их проблемам и т.д.

Таким образом, становится ясным, что социальная потребность детерминирована социальными условиями, а следовательно, может успешно развиваться под воздействием социальных факторов, непроизвольно или преднамеренно действующих на человека.

К числу наиболее значимых для развития социальной потребности личности средств (факторов) можно отнести: социальную деятельность, социальные отношения, социальные институты и социальность самого индивида (социальные ценности и социальные способности). Анализ имеющихся социальных факторов, их обобщение как отражение совокупности устремлений отдельных индивидов позволяют представить их в виде факторов социума. Другими словами, значимыми факторами развития социальных потребностей являются факторы социума, в свою очередь являющиеся элементами социума.

Учитывая тот факт, что потребности каждой отдельной личности носят сугубо индивидуальный характер, важно всю процедуру формирования социальных потребностей личности направить по индивидуальной траектории личностного развития учащегося. Среди значимых выделим следующие этапы перехода потенциала социума в качественную характеристику личности: диагностический этап; этап активного включения личности в самопознание; этап развития сферы потребностей личности; этап стимулирования социальных потребностей личности; этан совершенствования социальных потребностей личности; этап оценки эффективности процесса формирования социальных потребностей личности.

Первый этап – этап изучения интересов личности, или диагностический этап формирования социальных потребностей. На этом этапе внимание специалиста направлено на изучение собственного потенциала личности, уровня развития ее социальных потребностей. В диагностических процедурах его интересуют наличие исходных желаний личности, уровень развитости общих ее потребностей: естественных и культурных, материальных и духовных, а также частных: потребность к самореализации, физические потребности, интеллектуальные потребности, эмоциональные потребности, волевые потребности и т.д.

Учитывая, что объектом исследования является личность с ее многообразием свойств и состояний, на этом этапе активно используются диагностические инструментарии исследования индивидуальных особенностей личности, мотивационно-потребностной сферы, потребностей.

Начиная с этого этапа и в последующем важно помнить индивидуальность решения диагностических и развивающих задач, поэтому важной является разработка индивидуальной траектории личностного развития учащегося.

Второй этап – этап активного включения личности в самопознание; этап развития сферы потребностей личности. Его основное отличие от раннего этапа заключается в активной роли учащегося в процессе формирования социальных потребностей личности.

В деятельности специалиста преобладает организующее и просветительское начало, суть которого заключается в приобщении учащегося к процессу изучения собственных мотивационно-потребностных особенностей личности.

Развитие активности в самопознании достигается включением учащегося в подготовку диагностических процедур, разработку инструментариев, проведением разъяснительных и просветительных мероприятий по сущности и содержанию диагностических инструментариев, порядку пользования ими, а также процессу диагностики личности и анализа полученных данных. В результате учащиеся приобретают навыки работы с диагностическими инструментариями и умения изучать собственный уровень развития личности, лучше узнают собственный потенциал, находят неиспользованные ресурсы и возможности, а также проблемные сферы собственного развития.

Третий этап – этап стимулирования социальных потребностей личности включает в себя процесс реализации потенциала социума в разрешении проблем личности учащихся. Началу этого этапа предшествует работа по внедрению в деятельность учащихся "Листа личных достижений учащегося" (портфолио). Для стимулирования социальных потребностей учащегося проводятся тематические занятия по уяснению сущности социальных потребностей, их значимости в жизнедеятельности каждой личности, формах и методах их развития в процессе повседневной деятельности. В этих целях учащиеся включаются в социально-значимые виды деятельности: в редакционную коллегию школы; в различные акции, проводимые среди ветеранов, детей-инвалидов, мигрантов; в добровольческие мероприятия по оказанию помощи в сложных социальных ситуациях; в спортивные соревнования и олимпиады за честь своего учреждения и т.д. В ходе этих мероприятий у учащихся формируется мотивация участия в совместной деятельности, развивается тяга к коллективным действиям, развивается чувство дружбы и взаимоподдержки, закрепляются чувства терпимости и уверенности в других людях. Например, для стимулирования социальных потребностей учащихся активно использовался показ положительных результатов совместного труда, коллективных усилий, детальный разбор коллективного успеха выигрыша в спортивном соревновании или игре с показом активной роли каждого в достижении успеха. Закрепление позитивной мотивации на совместную деятельность достигалось использованием методов поощрения, показа лучших достижений, демонстрации успехов в средствах массовой информации и т.д.

Четвертый этап – этап совершенствования социальных потребностей личности. Его можно обозначить как этап активного развития собственного потенциала личности на уровне ее социальных потребностей.

Это этап повышения показателей социальной деятельности личности за счет отказа от традиционных приемов и совершенствования собственного опыта: умелого его анализа и применения средств, форм и методов реализации целей деятельности, наиболее эффективных в данных условиях и применительно к собственным возможностям. Например, изучение условий совершенствования социальных потребностей учащихся старших классов общеобразовательной школы выявило тот факт, что процесс формирования социальных потребностей особенно эффективно протекает при выполнении учащимися самостоятельных заданий, в ситуации доверия со стороны опытных специалистов выполнить по аналогии, но самостоятельно задание. При этом наблюдается Вперед картина: вначале учащийся выполняет задание по аналогии с имеющимся образцом и по мере накопления опыта начинает совершенствоваться, незаметно уходить от образца и использовать собственные находки в виде новых форм, измененных методов, комплексирования средств и т.д., налицо признаки совершенствования социальных потребностей. При этом процесс совершенствования протекает значительно успешнее у тех учащихся, которые активно включаются в совместную деятельность со знанием уровня своих социальных ресурсов и обращают внимание на уровень реализации собственных возможностей по сравнению с другими участниками деятельности. Они обязательно начинают проявлять творчество, а значит, совершенствуют свой социальный потенциал.

Пятый этап – этап оценки эффективности процесса формирования социальных потребностей личности. Его можно отнести к аналитической части процесса формирования социальных потребностей личности. Оценка эффективности любого процесса является неотъемлемой стороной деятельности специалиста в системном подходе к его организации. В данной ситуации возникает вопрос: "С помощью каких критериев и показателей осуществляется оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей и каков ее порядок?"

Ответ на данный вопрос позволяет выявить основные признаки появления социальных потребностей личности и их разнообразных проявлений в повседневной деятельности. Этими признаками могут быть появление у учащегося явного интереса к жизнедеятельности других людей, коллективного характера деятельностных устремлений, непринужденного внимания к проблемам других людей, бескорыстного характера предлагаемых мер поддержки нуждающимся в сочувствии или в конкретной помощи, желания понять другого в самых сложных и нетерпимых ситуациях, постоянного самосовершенствования собственных социальных качеств и их объективной оценки и т.д.

Оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей осуществляется на протяжении всего периода личностного восхождения на новый уровень своего социального развития. Тем не менее следует выделить такие формы оценки, как текущая оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей личности и конечная (итоговая) оценка. Текущая осуществляется на основании оценки реальных признаков проявления социальных потребностей в ходе общения с учащимися. Итоговая оценка осуществляется на основе самооценки и экспертной оценки уровня сформированности социальных потребностей учащегося.

В этих интересах мы приводим инструментарий для оценки исходного и итогового уровня сформированности социальных потребностей учащегося (см. Приложения 1, 2).