Выбор решения "покупать или производить"

После определения потребности в ресурсах и расчета их количества часто возникает необходимость принятия решения о том, покупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия и др. или производить их на собственном предприятии. В зарубежной литературе эта задача встречается под названием "Make or Buy Problem (MOB)". Ее решение зависит от ряда внешних факторов, а также от условий хозяйствования на самом предприятии. Предпринимались неоднократные попытки формализации указанной выше задачи. В качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, получаемой предприятием, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут изменяться (сокращение спроса на продукцию, разработка и внедрение новых технологий ее производства и др.), в результате чего решение может оказаться неверным.

Для решения задачи "покупать или производить" обычно сопоставляются затраты на закупку ресурсов и организацию их производства.

В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на оформление заказа на ресурсы, их транспортировку, страховку и упаковку, складирование, переработку, сортировку и т.п., заработную плату персонала, осуществляющего закупку, и др.

Затраты на производство включают стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения ресурсов, накладных расходов.

Сравнив затраты на организацию собственного производства по каждому материалу (детали, изделию) с затратами на их закупку, можно принять экономически обоснованное решение.

Пример 3.11. Предположим, что автозавод в настоящее время производит коленчатые валы для сборки двигателей внутреннего сгорания. Издержки на изготовление данных изделий определяются из расчета потребности в двигателях в количестве 8000 ед. в месяц (табл. 3.14).

Поскольку есть вероятность построения в ближайшем будущем других автомобилестроительных предприятий, то рассматриваемый автозавод получил предложение от предприятия-производителя о поставке 8000 коленчатых валов каждый месяц по цене 19 долл. за единицу, включая издержки на отгрузку.

Должен ли автозавод принять данное предложение?

Администрации автозавода следует обратить внимание на будущие издержки (релевантные издержки), для чего ей необходимо подготовить таблицу, показывающую, как в результате рассматриваемых вариантов изменятся издержки (см. табл. 3.14).

Таблица 3.14

Издержки на изготовление коленчатых валов, долл.

Основные статьи затрат

Расходы на единицу продукции, долл.

Затраты на месячную программу, долл.

Основные производственные материалы

6

48 000

Расходы на заработную плату

4

32 000

Переменные расходы

1

8000

Постоянные расходы

5

40 000

Дискреционные*

затраты

5

40 000

Итого

21

168 000

*Дискреционные издержки возникают в течение определенного периода времени (т.е. эго периодические затраты) в результате какого-либо конкретного стратегического решения, принятого руководством организации. Они не связаны с объемом производства продукции или объемом ее сбыта. Уровень таких издержек устанавливается администрацией предприятия. Типичными примерами дискреционных затрат являются:

• расходы на научные и маркетинговые исследования;

• стоимость рекламы в средствах массовой информации;

• затраты на повышение квалификации персонала и др.

Если проанализировать постоянные расходы автозавода, то, например, можно определить, что из 40 000 долл.:

• 24 000 долл, предназначены для содержания аппарата управления;

• 16 000 долл, составляют амортизационные отчисления, учитывающие износ оборудования, применяемого для изготовления коленчатых валов.

Таким образом, 24 000 долл, (или 3 долл, на коленчатый вал) – это релевантные издержки, а 16 000 долл. – нет, так как если даже оборудование не используется, то амортизация на него начисляется.

Анализ показывает следующие результаты (табл. 3.15).

Таблица 3.15

Анализ вариантов производства и приобретения коленчатых валов для сборки двигателей внутреннего сгорания

Основные статьи затрат

Расходы на производство, долл./ед.

Расходы на приобретение, долл./ед.

Основные производственные материалы

6

Расходы на заработную плату

4

Переменные затраты

1

-

ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата управления

3

Итого

14

19

Следовательно, прибыль собственного производства коленчатых валов (отказ от их приобретения на стороне) составляет 5 долл./ед.

Решить задачу "покупать или производить" можно на основе метода определения порога рентабельности продукции. Для этого используется формула

q = F/(Ц-V), (3.5)

где q – количество изделий, необходимых для выпуска запланированного объема продукции; F – постоянные расходы предприятия; Ц – цена покупки одного изделия; V – переменные расходы предприятия в расчете на одно изделие.

Определяя издержки предприятия на изготовление продукции, а также затраты на закупку изделий у поставщика при различных значениях q, можно прийти к однозначному решению поставленной проблемы.

Пример 3.12. Если постоянные расходы предприятия составляют 490 000 руб., переменные расходы на одно изделие равны 43 руб. и известно, что предприятие может купить эти изделия у поставщика но цене 50 руб., получим

q = 490 000 / (50 – 43) = 70 000 ед.

Это означает, что предприятию выгодно закупать у поставщика изделия при партии заказа меньше, чем 70 000 ед. Если же объем выпуска данных изделий будет превышать 70 000 ед., то становится выгодным производить их на данном предприятии.

Принимая решение о покупке ресурсов или об организации их производства на собственном предприятии, необходимо принимать во внимание ряд дополнительных факторов. Так, например:

а) в периоды снижения деловой активности, руководствуясь исключительно желанием сохранить кадры, предприятие может принять решение организовать производство на своем предприятии;

б) если потребность в данной продукции носит временный характер, предприятие, скорее всего, решит заказывать его у поставщика. Это утверждение относится к тем случаям, когда производство соответствующей продукции на своем предприятии требует капиталовложений в основные фонды;

в) производство продукции на своем предприятии требует привлечения работников управленческих и инженерно- технических служб. Если это обстоятельство является или станет в будущем препятствием в осуществлении других проектов, оно в таком случае при прочих равных условиях может быть использовано как аргумент в пользу закупки ресурсов у других производителей;

г) при производстве продукции на своем предприятии достигается известная степень надежности обеспечения;

д) когда производство на собственном предприятии требует крупных инвестиций, предприятие может попасть в уязвимое положение, если рентабельность продукции окажется ниже запланированной (увеличение средних постоянных издержек);

е) в отношении поставщика со стороны речь чаще всего идет о продукции, на производстве которой он специализируется и поэтому обладает большим технологическим опытом. Для предприятия, налаживающего собственное производство, речь, напротив, идет о побочной продукции, которой, весьма вероятно, нет возможности уделять достаточного внимания. Это обстоятельство является аргументом в пользу закупки продукции у сторонних поставщиков.