Формирование подсистем управления качеством
Формирование подсистем управления качеством можно проследить в рамках всеобъемлющего управления качеством (TQM) (см. рис. 4.4).
Одна из черт философии TQM – понимание под термином "качество" исполнения установленных или предполагаемых потребностей, заключенных не только в продукции, но и в процессах (услуги, информация, организационные процедуры, условия для работы). Взаимосвязь составляющих TQM представлена на рис. 4.5.
TQM – это технология руководства фирмой, позволяющая регулировать соотношение "качество – затраты – время". На ее основе была разработана еще одна концепция менеджемента (разработка Университета Сент-Галлена (Швейцария) 1992–1993 гг.). Этот вариант реализации TQM представляет собой трехмерную модель корпоративного развития (рис. 4.6), имеющую:
– три уровня управления: нормативный, стратегический, оперативный (текущий);
– три аспекта: структуру, деятельность, поведение;
– три составляющие: затраты, качество, время.
Рис. 4.5. Понимание всеобъемлющего управления качеством в широком смысле
Эффективность всеобъемлющего управления качеством зависит от трех ключевых условий:
– высшее должностное лицо фирмы энергично участвует в мероприятиях по повышению качества;
– инвестиции вкладываются в людей, а не в оборудование;
– организационные структуры преобразуются или специально создаются под всеобъемлющее управление качеством.
Рис. 4.6. Трехмерная модель управления предприятием
Если стандарты ИСО 9000-2001 реализуют в качестве основного вектора развития процессный подход, то стандарты ИСО 9000-1994 были ориентированы на системный подход, который в вопросах управления никогда не теряет свою актуальность. В этих стандартах описаны элементы системы качества. Рассмотрим подробнее элементы системы качества стандартов ИСО 9000-1994.
1. Ответственность руководства. Это, в частности, означает:
– разработку политики в области качества;
– создание и утверждение структуры организации работ;
– определение ответственных должностных лиц и их полномочий;
– предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала;
– назначение лица, ответственного от дирекции за всю работу по качеству;
– оценку системы качества со стороны руководства.
2. Система качества. Для обеспечения качества должна быть создана система и документация. Это, в частности, означает:
– применяемые методы письменно зафиксированы и поддерживаются в современном состоянии (актуализируются);
– установленные требования подробно описаны в инструкциях по обеспечению качества; методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям.
Естественно, что должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций.
3. Периодический анализ контрактов. Необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, необходимые для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия, так и с заказчиком. Это, в частности, предусматривает:
– ясное техническое задание;
– проверку на соответствие предложений и заказов;
– проверку способностей изготовителя на возможность выполнения технического задания;
– согласование с заказчиком.
Отчеты о таких просмотрах и анализах контрактов должны вестись па постоянной основе.
4. Управление проектированием. Осуществляется с тем, чтобы качество опытно-конструкторских работ (ОКР) было обеспечено. Это, в частности, означает:
– планирование ОКР;
– установление целей ОКР, при этом должны быть определены количественные данные – требуемые параметры для определенных условий эксплуатации;
– изложение результатов ОКР;
– проверку результатов ОКР;
– установление и поддержание в рабочем состоянии процедуры определения, документального оформления, проверки и утверждения всех изменений и модификаций проекта.
5. Управление документацией. Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята полномочным персоналом. Надо обеспечить, чтобы выпуски документов были доступны на всех участках, а устаревшая документация своевременно изымалась из всех пунктов ее рассылки и применения. Это, в частности, означает:
– проверку документации (кем разработана, проверена, утверждена, срок ее действия и соответствует ли она действующим нормативным документам);
– разрешение применения документации;
– распределение документации, т.е. рассылка плюс учет, обращение, изменения – идентично и своевременно во всех копиях;
– использование принципа "правильная документация на правильном месте";
– устранение устаревшей документации;
– изменения в документации;
– проверка и разрешение применения изменений;
– документирование изменений.
6. Закупки продукции. Необходимо обеспечить качество поставок смежников. Это, в частности, предусматривает:
– оценку, выбор и допуск субпоставщиков;
– проверку документации материально-технического снабжения в отношении ясности описания изделия и отражения технических требований;
– приемочный контроль закупаемых материалов и изделий.
7. Продукция, поставляемая потребителем. Речь идет о той продукции, которую поставляет потребитель для включения в состав окончательной поставки. Все случаи потери продукции, нанесения ущерба или непригодности ее к использованию должны быть зарегистрированы и сообщены потребителю, т.е. необходимы проверка, хранение, ОГЛАВЛЕНИЕ в исправности, а также сообщение заказчику о потерях, повреждениях и дефектах.
8. Идентификация продукции и ее прослеживаемость. Речь идет об обозначении изделия и возможности определения его пути от самого начала.
Для этого необходимо:
– ясно определимое соответствие изделий технической документации в процессе производства, хранения, поставки;
– ясное обозначение изделий.
Такая идентификация должна иметь единый характер и соответствующим образом регистрироваться.
9. Управление технологическими процессами. Пункт касается непосредственно производства продукции. Для обеспечения качества изготовления необходимо предусмотреть:
– планирование изготовления продукции, т.е. необходимы письменная рабочая документация, подходящее технологическое оборудование, разрешение на проведение технологических процессов, нужны критерии для оценки выполнения работ;
– контроль и управление изготовлением продукции;
– специальные процессы (когда невозможно проверить продукцию во время технологического процесса).
Необходимо обеспечить документальное закрепление требований к методам, оборудованию и их постоянный контроль.
10. Контроль и испытания. Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции.
Это включает в себя:
– входной контроль;
– промежуточный контроль;
– окончательный (финишный) контроль;
– разрешение на отгрузку продукции;
– отчеты о проверках и испытаниях (регистрация данных о контроле и испытаниях на соответствие заранее определенным критериям приемки продукции).
11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование. Должна быть обеспечена пригодность средств измерений и испытаний. Для этого надо:
– определить требуемую точность;
– выбрать подходящие средства испытаний;
– провести их градуировку и юстировку;
– обеспечить условия применения измерительной техники с учетом параметров окружающей среды;
– не допускать применения неисправных или непригодных контрольно-измерительных средств.
12. Статус контроля и испытаний (условия завершения, оформления контроля). Должна быть обеспечена только поставка изделий и материалов, прошедших предусмотренные испытания с положительной оценкой. Нужны, в частности, обозначения, ярлыки, этикетки, сопроводительная документация, протоколы. Необходимо предусмотреть четкие полномочия иа проведение контроля органам и лицам, ответственным за выпуск продукции, отвечающей установленным требованиям.
13. Действия с несоответствующей продукцией. Должно быть исключено дальнейшее непреднамеренное применение дефектных единиц. Нужно разработать и задействовать процедуры, позволяющие убедиться, что не используется и нс монтируется по недосмотру продукция, не отвечающая установленным требованиям. Для этого необходимы:
– оценка, устранение, обозначение, дополнительная обработка (доводка или исправление), ремонт, отказ от приемки, ликвидация неисправимого брака;
– учет дефектных единиц продукции и сообщения о них внутри предприятия;
– информация заказчика о действующей системе.
Анализ несоответствующей продукции должен проводиться по документированным процедурам.
Продукция ненадлежащего качества может быть:
– исправлена с целью удовлетворения требований;
– принята (с ремонтом или без него) с отступлением от контракта;
– переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях;
– отбракована и отправлена в отходы.
14. Корректирующие воздействия. Следует избегать повторения дефектов. Для этого должны быть устранены причины их появления. Это, в частности, предусматривает:
– систематический анализ дефектов (отказов);
– определение мер по усовершенствованию процессов;
– выработку корректирующих мероприятий во избежание рисков получения низкого качества продукции;
– контроль эффективности корректирующих воздействий;
– внесение в инструкции изменений, исключающих дефекты.
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка. На этих стадиях жизненного цикла продукции надо добиваться предотвращения повреждений и снижения качества продукции. Недопустимо и перепутывание изделий.
Необходимы четкие и конкретные инструкции:
– по погрузочно-разгрузочным работам;
– по хранению;
– но упаковке;
– по поставке продукции.
16. Регистрация данных о качестве. Записи нужны для доказательств и информации о качестве продукции. Для этого должно быть обеспечено:
– соответствие записей о качестве данному изделию;
– записи качества поставок субподрядчиков;
– хранение в архиве всех необходимых данных о качестве (при этом желательно исключить повреждения или потерю сведений, обеспечить нахождение нужных данных, а также сроки хранения, оговоренные в законодательстве).
Нужно предусмотреть место и форму записи оценок заказчиком качества продукции (если это оговорено в контракте).
17. Внутренние проверки качества. Эффективность обеспечения качества должна постоянно доказываться, контролироваться и совершенствоваться. Поставщик должен осуществлять обширную систему плановых и документированных внутренних проверок качества с целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям и определения эффективности действия системы качества.
Для этого необходимо:
– планирование и выполнение анализа качества;
– определение и выполнение контрольных мероприятий;
– контроль результатов и отчет о них.
Результаты проверок должны доводиться до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководство этого участка должно осуществить своевременные корректирующие воздействия и устранить недостатки, выявленные в процессе проверки.
18. Подготовка кадров. Речь идет о подготовке и переподготовке всего персонала, выполняющего работы, влияющие на качество.
Данные о подготовке и переподготовке должны постоянно регистрироваться.
Необходимо предусматривать достаточное и соответствующее требованиям обучение и повышение квалификации.
Таблица 4.1
Элементы системы качества информационных технологий (ИТ)
1. Ответственность руководства за внедрение ИТ |
5. ИТ-управление документацией (CALS-технологии) |
9. Управление технологическими процессами создания ИТ |
13. Действия с несоответствующей продукцией ИТ |
17. Внутренние проверки качества ИТ |
2. Система качества создания и (или) реализации ИТ |
6. Закупки продукции (в том числе электронные) |
10. Контроль и испытания ИТ |
14. Корректирующие воздействия на процессы создания ИТ |
18. Подготовка кадров для работы на рынке создания ИТ |
3. Периодический анализ инвестиционных контрактов по заданному информационному алгоритму |
7. Продукция ИТ, поставляемая потребителям |
11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование доя создания ИТ |
15. Упаковка и поставка продукции ИТ |
19. Техническое обслуживание заказчиков ИТ |
4. Управление проектированием на базе ИТ |
8. Идентификация продукции ИТ и ее прослеживамость |
12. Статус контроля и испытаний ИТ |
16. Регистрация данных о качестве ИТ |
20. Статистические методы анализа результатов создания ИТ |
21. Гармонизация инвестиций в инновационные информационные технологии как единую совокупность: технических систем сбора, обработки, передачи и хранения информации; программного обеспечения для анализа информации и выработки вариантов принимаемых решений; средств создания технических систем сбора, обработки, передачи и хранения информации; самой информации с учетом ее полноты, достоверности, релевантности (полезности) и своевременности; интеллектуальной собственности на информационные и иные технологии |
19. Техническое обслуживание, т.е. обслуживание заказчиков. Изделие должно оправдать себя на практике. Если это оговорено в контракте, то нужно разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по проведению технического обслуживания и проверке продукции на соответствие установленным требованиям.
20. Статистические методы. Следует внедрять подходящие статистические методы. Фактически применение статистических методов признано целесообразным на всех без исключения этапах "петли качества".
Таковы краткие комментарии к содержанию элементов системы качества.
В качестве примера в табл. 4.1[1] приведены элементы подсистемы управления качеством информационных технологий, создаваемых и используемых на предприятиях, которые не нашли своего отражения в представленных ранее табл. 2.1–2.6.
В этой подсистеме, базирующейся на 20 элементах системы качества, изложенных в стандартах ИСО 9000, традиционные элементы, включая ретроспективный анализ, дополнены перспективными прогнозными оценками, учитывающими цикличный характер развития. Они содержат оценку степени доверия к результатам прогноза в зависимости от уровня его глубины во времени. Кроме того, традиционные элементы системы качества дополнены блоком "Гармонизация инвестиций в инновационные информационные технологии".
Итак, стандарты ИСО серии 9000 устанавливают четкие требования к системам обеспечения качества и правилам их оценки. Документы широко применяются в практике договорных отношений на национальном и международном уровне. Заключая контракт на закупку продукции, потребитель, как правило, знакомится с действующей у изготовителя системой качества, поскольку хорошая система управления – гарантия стабильно высокого качества продукции.