Формирование и основные периоды развития русской философской мысли

В период Средневековья на Руси философские идеи развивались в основном в религиозной литературе в русле христианского богословия. И хотя на Руси было известно немало произведений как древнегреческих, так и христианских философов, но философия как самостоятельная дисциплина не получила особого развития. К важнейшим идеям, широко известным в древнерусской культуре и оказавшим серьезное воздействие на русскую философию XIX–XX вв. можно отнести идею тождества микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), идеи космизма – взаимосвязи всех событий человеческой истории с мировой космической историей, понимание временного (исторического) как проявление вечного.

Древнейшим произведением Древней Руси, в котором рассматриваются политико-правовые проблемы, можно считать "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (XI в.). В самом названии работы выражена ее основная проблематика: соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии (в Новом Завете). Закон при этом рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. Но по-настоящему выполнить Божественный Закон могут только те, кто постиг и принял в свое сердце истину христианской веры.

Среди известных мыслителей Древней Руси можно назвать также Кирилла Туровского (ок. 1130-х гг. – не позднее 1182), церковного деятеля, причисленного к лику святых, мыслителя, проповедника, автора поучений, притч, торжественных слов и молитвословий. Он развивал мистикоаскетическую идеологию, в соответствии с которой только монастырское служение отождествлялось с желанной Богу жертвенностью. В "Притче о слепце и хромце" Туровский рассуждает о равной ответственности души и тела за прегрешения, а также долге духовной и светской властей перед Богом и законом. К. Туровский обращался также к вопросам познания. Он стремился к примирению веры и знания. К. Туровского можно считать одним из наиболее строгих идеологов русской церковной ортодоксии.

Значительным этаном в развитии русской политической мысли стали произведения Владимира Мономаха (1053–1125) "Послание Олегу Черниговскому", "Отрывок" (Автобиография) и особенно его "Поучение детям". Значительное место в этих работах занимает проблема организации и осуществления верховной власти, суда "но правде". Владимир Мономах призывает к милосердию по отношению к вдовам, сиротам, бедным смердам и другим наименее защищенным слоям населения. Автор отвергает кровную месть и призывает не мстить. Он также предлагает не подвергать смертной казни даже тех, кто ее заслуживает по традиционному праву.

Становление национального самосознания и русского типа мудрствования в XIV–XVII вв.

Политико-правовые идеи активно разрабатывались в период возвышения и расцвета Московского государства. Проблема взаимоотношения церкви и государства оказывается центральной в полемике нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др.) и стяжателей (Иосиф Волоцкий и иосифляне). Нестяжатели требовали отказа церкви от владения частной собственностью и особенно землей, разграничивая сферу деятельности церкви и государства. В учении Иосифа Волоцкого кроме защиты монастырского "стяжания", которое необходимо для совершения добрых дел (строительства церквей и монастырей, помощи бедным, кормления монахов) интересны идеи о верховной власти. С точки зрения иосифлян, царь должен выполнять божественное предназначение, но государь – это всего лишь человек со своими слабостями и недостатками, и, как любой человек, он может совершать ошибки. И если царь отклонился от истинного пути и не заботится о своих подданных, а особенно если он пал в неверие, то ему подданные уже не обязаны подчиняться.

В становлении национального самосознания немалую роль сыграл Юрий Крижанич (1617–1683). Он был одним из энциклопедически образованных людей своего времени: занимался философией, политэкономией, историей, языкознанием, эстетикой, музыкой, богословием. Ю. Крижанич стоял на позициях провиденциализма (провиденциализм – понимание истории как проявления воли внешних по отношению к прогрессу сил, провидения, Бога). Однако мыслитель полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Ю. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считал познание "наиболее важных и наивысших вещей" (Бога, природы, общества, человека), знанием – "понимание причин вещей", философией – желание мудрости. Философия оказывается высшей степенью всех видов познания. При этом Ю. Крижанич особо выделял "политическую мудрость", в которой он усматривал средство достижения общественного благополучия.

Другим видным мыслителем этого времени можно назвать Андрея Курбского (ок. 1528–1583). Находясь в Литве, А. Курбский начал свою известную переписку с Иваном Грозным, в которой изложил свои взгляды на развитие истории. "Общим итогом религиозно-философской характеристики Курбского можно считать тот факт, что в борьбе с католицизмом и протестантизмом он обратился к уже существующей в недрах русской культуры философской традиции неоплатонизирующего аристотелизма, подкрепленного авторитетом философствующего богословия Иоанна Дамаскина".