Формирование многонационального государства
Объединение русских земель вокруг Москвы, создание единого Русского государства способствовало сплочению русских людей, складыванию великорусской народности. Центром этой народности стало население, жившее во владимиро-суздальской земле, где восходила к силе и славе Москва. Теперь уже все реже жители бывших княжеств вспоминали, что они были новгородцами, рязанцами, тверичами, и все чаще ощущали себя великороссами. Это крепнувшее чувство принадлежности к одной рождающейся народности объяснялось несколькими важными причинами.
Во-первых, появившейся общностью территории. Теперь Москва являлась столицей всей Руси, и каждый человек ощущал себя принадлежащим к этому большому государству. Во-вторых, на общей территории быстро развивалась общность единого великорусского языка. Люди и раньше говорили по-русски, но существовали диалекты, которые при самостоятельных княжествах резко отличались друг от друга. Отныне, конечно, весьма постепенно начал складываться единый русский разговорный язык и москвича, и рязанца, и жителя далекой новгородской окраины. Этому способствовали укреплявшиеся торговые связи между различными русскими землями. Важное значение в складывании единой русской народности имела общерусская борьба против Орды. Чувство любви к своей родной земле, ненависти к злейшему врагу, память об общей истории – Древнерусском государстве, радость
и гордость за победу на Куликовом поле, за сокрушение Ахмата на Угре – всё приводило к единению жителей Руси, независимо от того, где они жили и кем являлись. Патриотическое чувство сплачивало всех – и князей, и бояр, и дворян, и деятелей Церкви, и купцов, ремесленников, крестьян.
Но на огромной территории сложившегося Русского государства жили не только великороссы. Подобно Древнерусскому государству, Россия складывалась как многонациональное государство, и это было тоже одной из его характерных особенностей.
Некоторые из угро-финских племен, живших в Окско-Волжском междуречье (меря, мещера), входили еще в состав Древнерусского государства. Теперь они стали частью единого Русского государства. Другая часть живших здесь угро-финнов (мордва, черемисы, мари) долгое время сохраняли свою независимость, хотя владимиро-суздальские, а потом московские князья упорно стремились подчинить их себе. С появлением Золотой Орды эти народы стали данниками Сарая, но с ослаблением Орды они вновь попали в зависимость от Москвы. С трудом и ожесточением проходило подчинение вольнолюбивых лесных жителей московским порядкам, но в конце концов, окруженные со всех сторон русскими землями, они стали частью населения единой страны. Тем не менее, эти народы сохраняли на протяжении веков свои обычаи, культуру, Традиции.
Центральная власть всемерно поддерживала устанавливающиеся добрососедские отношения между угро-финскими народами Поволжья и русскими жителями. Активно вели в их среде православную проповедь деятели Церкви.
Спустя годы и десятилетия некоторые народы приняли крещение. Но далеко не всё безоблачно было в отношениях Москвы и поволжских народов.
Государство заставляло их платить налоги пушниной, продуктами леса, московские феодалы и монастыри захватывали их земли. Это вызывало протесты, восстания. Вместе с тем, простые люди – русские крестьяне, ремесленники жили с этими народами бок о бок, у них были общие радости, общие беды.
На северо-западе вместе с Новгородскими землями в единое государство вошли давно уже дружественные Руси племена корелов, ижоры, а также непокорная и свободолюбивая нудь, которая неоднократно поднимала восстания как против русского владычества, так и против натиска немецких крестоносцев.
Еще в XIV в. началось постепенное продвижение русских в земли Великой Перми, где жили племена зырян (коми) и перми. Там во времена Дмитрия Донского (с 1379 г.) вел миссионерскую деятельность епископ Стефан, получивший впоследствии имя Пермского. Он составил азбуку языка коми, перевел на древний коми язык ряд церковных сочинений, учил местных жителей грамоте. Обращение зырян и перми в христианство проходило на сугубо добровольной основе. Стефан вошел в историю этих народов как их друг и учитель.
Позднее новое Московское государство предприняло попытку подчинить народы Приуралья, Зауралья, Западной Сибири и Прикамья.
В период первых войн с Казанским ханством московские воеводы появлялись в землях, расположенных по р. Каме, окончательно подчинили Москве вольнолюбивый Вятский край, а вместе с ним и жившие здесь племена вотяков (удмуртов).
Опираясь на свои крепости, торговые и промысловые укрепленные фактории, построенные ранее в новгородской земле, московские воеводы набирали отряды, состоящие из "охочих людей" (т.е. добровольцев) и шли с ними на покорение северных и приуральских народов. Их привлекала жажда наживы, стремление захватить новые земли. Те земли были богаты пушным товаром, который высоко пенился на русских и иностранных рынках. Новая власть заставляла местных жителей после подчинения Москве платить налоги (ясак) пушниной. Вместе с тем, скупщики и промысловики за гроши скупали или за безделушки выменивали у местных жителей дорогие меха и наживали на этом большие деньги. Иногда дело доходило и до откровенного грабежа.
К концу XV в. окончательно была подчинена Пермская земля. Здесь началось насильственное крещение местного населения. Сперва Москва оставляла власть в руках местных князей, но с начала XVI в. назначала здесь своих наместников. В это же время были завоеваны земли племени вогулов (манси), живших по Иртышу, и племен югры (хантов и отчасти манси), обитавших на Нижней Оби. Их князья были пленены, а племена стали данниками Москвы. Таким образом, началось продвижение русских еще далее на восток – в Зауралье и Западную Сибирь.