Формирование культуры наставничества в детском саду
Исходя из современных представлений о культуре наставничества, понятие формирования культуры наставничества в детском саду как фактор освоения воспитателями интерактивных методов и форм взаимодействия с детьми и родителями означает тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне. Основная ценность формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу, практико-ориентированными и динамичными, мобильными в использовании.
В связи с этим педагогическая психология выделяет три этапа формирования культуры наставничества в коллективе:
– первый этап – адаптационный для молодого специалиста, собственно этап наставничества;
– второй этап – этап вхождения в корпоративную культуру коллектива, передачи профессиональных традиций;
– третий этап – этап самоорганизации и влияния на корпоративную культуру коллектива со стороны.
Первый этан
На первом этапе, который начинается с момента прихода молодого воспитателя (студента) на работу в детский сад, его деятельность выполняется как последовательность отдельных операций, задаваемых извне (дневниками педагогической практики, конспектами лекций по методикам воспитания и обучения, советами конкретного наставника).
Уровень организации педагогической деятельности является репродуктивным – это уровень профессиональной деятельности воспитателя, умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам.
Особенности поведения педагогов-наставников следующие. Одни считают, что будет достаточным побеседовать с молодым специалистом, эмоционально настроить его на работу в данном коллективе, о чем-то предупредить и пожелать успеха – на этом их функция заканчивается. Другие до сих пор предпочитают использование всех видов педагогического контроля – от проверки конспектов предстоящих занятий до присутствия на родительском собрании. При этом первые воспринимаются молодым специалистом как внешне заинтересованные, но на самом деле формально относящиеся к нему; вторые – как излишне "навязчивые" помощники. Оба варианта не дают возможности молодому специалисту "вычленить" систему ценностных ориентаций членов педагогического коллектива, зато позволяют сделать выводы о господствующих в детском саду уровне мотивированности и активности, стиле общения между собой и стиле педагогического взаимодействия с детьми. Поэтому для оптимизации процесса вхождения молодого специалиста в корпоративную культуру коллектива нужно менять, в первую очередь, сам "ритуал" его встречи и "погружения" в педагогическую деятельность. В этом может помочь организация педагогических мастерских. Выделяются следующие этапы проведения педагогической мастерской.
В детских садах сначала организуется изучение профессиональных запросов и интересов членов педагогического коллектива и в соответствии с ними знакомство с методической системой "мастера", одного из передовых педагогов образовательного учреждения, который уже апробировал свои методические разработки на практике.
На следующем этапе работы "мастер" проводит коллективные просмотры эффективных форм и методов работы с детьми и их родителями, параллельно комментируя их, где возможно. Анализирует свое поведение и поведение детей, указывает на изменения в использовании отдельных методов и приемов работы с воспитанниками с учетом коммуникативной ситуации, поясняет необходимость использования разных тактик взаимодействия с ними. В качестве обратной связи со зрителями и слушателями, педагог может предложить им написать синквейн.
На третьем этапе работы ученики "мастера" объединяются в пары и проводят обсуждение стратегии и тактики работы "мастера", особенностей его авторской методики или программы, использования им методических приемов и демонстрационных материалов и т.д.
Далее происходит знакомство с его программно-методическими разработками, календарно-тематическим планированием и ОГЛАВЛЕНИЕм конспектов занятий с детьми разных возрастных групп, комплектом диагностических материалов и методических пособий. Осуществляют под руководством "мастера" перенос данного опыта в опыт своей работы с детьми. Проводят взаимопосещения таких мероприятий. При этом ученики "мастера" могут вести рабочий дневник или дневник самонаблюдений, что позволяет показать изменения, которые произошли в воспитательно-образовательном процессе благодаря переносу опыта "мастера" в другие условия, в условия работы других педагогов.
На следующем этапе проводится проблемный семинар или дискуссия с целью обсуждения опыта "мастера" и его использования в других условиях. Выявляют проблемы, связанные с планированием, организацией и контролем воспитательно-образовательного процесса.
На заключительном этапе работы проводится защита творческих проектов, разработанных учениками "мастера", в форме конкурса профессионального мастерства, в виде научно-практической конференции или педагогического фестиваля. При этом если в первых двух случаях обязательным является презентация достижений учеников в виде организации коллективного просмотра, проведения открытых занятий и самоанализа, рефлексии собственной деятельности, то в последнем случае организуется широкий общественный просмотр педагогических достижений всего коллектива, который сопровождается показом наиболее эффективных форм и методов, средств воспитания и обучения на фоне разнообразного художественного оформления.