Лекция 8. Формирование комплекса маркетинговых коммуникаций вуза
Маркетинговые коммуникации – это совокупность направленных связей для передачи информации о других элементах комплекса маркетинга целевой аудитории и процессов взаимодействия между субъектами маркетинговой среды.
Маркетинговые коммуникации активно используются как эффективный инструмент маркетинга, включающий практику доведения до потребителей необходимой вузу информации.
Любой процесс коммуникации включает в себя следующие элементы (рис. 8.1):
Рис. 8.1. Элементы процесса коммуникации
Отправитель информации (передатчик, коммуникатор) – это отдельное лицо (или организация), передающее информацию. Отправителем информации выступает вуз или другой производитель образовательных услуг и продуктов. Сообщение должно вызвать у потенциальных потребителей ощущение целесообразности и желание приобрести образовательные услуги. Таким образом, цель коммуникатора – получение ответной реакции со стороны целевой аудитории.
Получатель информации (коммуникант) – это целевая группа или отдельное лицо, принимающая сообщение. Целевыми аудиториями могут быть не только группы реальных и потенциальных потребителей, но и отдельные лица, а также широкие слои общественности. От правильного определения целевой аудитории в существенной степени зависит как выбор стратегии, так и эффективность комплекса коммуникаций.
Сообщение, или обращение (текст, изображение) – основное средство процесса коммуникации, которое интегрирует в себе совокупность слов, изображений, звуков, символов, передаваемых отправителем информации получателю.
Средства и каналы коммуникации (средства – личные, визуальные и звуковые; каналы передачи информации – вузы и другие образовательные учреждения, средства массовой информации или инструменты Public Relations). Выбор средства и канала передачи информации определяется с одной стороны характером сообщения, а с другой – характером целевой группы потребителей.
Обратная связь – это поток коммуникации, направленный от получателя к отправителю и показывающий ответную реакцию со стороны потребителей.
В качестве основных функций коммуникаций выступают кодирование, предполагающее форму изображения послания, и декодирование (расшифровка), способствующее процессу интерпретации получателем закодированного сообщения[1].
Традиционно маркетинговые коммуникации вуза состоят из следующих элементов: рекламы, стимулирования сбыта, связей с общественностью, личной продажи. Ряд маркетологов добавляют пятый элемент – прямой маркетинг (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Элементы маркетинговых коммуникаций вуза
Коммуникации |
Виды |
Основное назначение |
Реклама |
Информативная |
Информирование абитуриентов о специальностях, факультетах, условиях и сроках приема, содержании учебных программ, применяемых образовательных технологиях, ценах, дополнительных услугах и пр. |
Увещеватель ная |
Формирование потребности в предлагаемых образовательных услугах. Побуждение выбора определенного вуза |
|
Напоминающая |
Напоминание абитуриентам о вузе, его преимуществах |
|
Поддерживающая |
Убеждение абитуриентов в правильности сделанного ими выбора |
|
Прямая |
Выполнение рекламной функции по отношению к предмету рекламы – образовательным услугам, вузу и пр. |
|
Косвенная |
Выполнение рекламной функции в завуалированной форме (показ КВН, студенческой самодеятельности по ТВ и пр.) |
|
Реклама услуг |
Формирование и стимулирование спроса на образовательные услуги |
|
Престижная реклама |
Создание положительного имиджа вуза среди общественности, в первую очередь – среди абитуриентов и их родителей |
|
Реклама в СМИ |
Размещение рекламы в газетах, журналах, справочниках, на радио и телеканалах и пр. |
|
Печатная реклама |
Размещение в проспектах, каталогах, буклетах, плакатах, листовках и пр. |
|
Наружная реклама |
Размещение на стендах, щитах, электронных табло и пр. |
|
Реклама на транспорте |
Размещение рекламы внутри и снаружи трамваев, автобусов, троллейбусов |
|
Сувенирная реклама |
Размещение символики вуза на значках, ручках, майках, папках и пр. |
|
Директ-мейл |
Прямая почтовая рассылка рекламных материалов в школы, на предприятия, в организации |
|
Реклама внутри вуза |
Размещение на информационных стендах в холле, плакатах |
|
Другие формы размещения рекламы |
Размещение рекламы на сайте вуза в сети Интернет, по факсу, через пейджинговую компанию, информационно-аналитическую службу и пр. |
|
Стимулирование сбыта |
Стимулирование потребителей |
Формирование системы стимулирующих мероприятий, направленных на абитуриентов, поступающих на внебюджетной основе, на абитуриентов-спортсменов, золотых и серебряных медалистов и пр. |
Стимулирование персонала вуза |
Стимулирование ППС и сотрудников, участвующих в реализации образовательных услуг |
|
Стимулирование посредников |
Стимулирование сотрудников Центра занятости населения, преподавателей (в том числе школьных учителей) и всех лиц, занятых профессиональной ориентацией специальностей, предлагаемых вузом |
|
Public Relation |
Освещение в СМИ важных событий вуза: конференций, юбилеев, КВН, спортивных соревнований и пр. |
Создание позитивного общественного мнения о вузе |
Освещение в СМИ благотворительной деятельности |
Поддержание постоянного интереса к вузу и его роли в жизни общества |
|
Участие в общественной жизни города, реализации различных программ |
Поддержание и укрепление авторитета вуза среди деловых кругов для расширения связей и поиска деловых партнеров |
|
Личная продажа |
Организация выступлений ППС и администрации вуза перед учащимися 10-11-х классов. Проведение "ярмарок учебных мест", "дней открытых дверей" и пр. |
Информирование и убеждение учащихся, формирование у них потребности в предлагаемых образовательных услугах |
Прямой маркетинг |
Прямая почтовая рассылка рекламных материалов о вузе, рассылка по факсу, через Интернет |
Информирование абитуриентов о специальностях вуза, факультетах, условиях и сроках приема, содержании учебных программ, применяемых образовательных технологиях, ценах, дополнительных услугах и о проводимых мероприятиях, например, "днях открытых дверей", олимпиадах и пр. |
Управление маркетинговыми коммуникациями представляет собой целенаправленную деятельность вуза по регулированию рыночной устойчивости посредством рекламы, связей с общественностью, стимулирования продаж, личной продажи и прямого маркетинга с учетом влияния закономерностей и тенденций рынка. Любая организация стремится иметь оптимальный набор коммуникаций, обеспечивающий систему управления маркетингом.
В настоящее время наиболее актуально рассматривать понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций, к которым относятся все виды коммуникаций с целевыми аудиториями организации, планируемые и реализуемые в координации для получения синергетического эффекта[2]. Смысл интегрированного подхода заключается в использовании всего комплекса маркетинговых коммуникаций для усиления воздействия на целевую аудиторию.
Механизм управления коммуникативной деятельностью вуза включает функции планирования, организации, контроля, учета и анализа, и регулирования (рис. 8.2).
Важнейшей функцией управления коммуникативной деятельностью является планирование. Формирование коммуникативной политики вуза предполагает разработку системы такого планирования, которое носит вероятностный характер и требует систематической корректировки, уточнения при изменении объективных и субъективных факторов и конъюнктуры рынка.
Рис. 8.2. Функции управления коммуникативной деятельностью
Планирование коммуникативной деятельности базируется на принципах, представленных в табл. 8.2.
Таблица 8.2. Принципы планирования коммуникативной деятельности вуза[3]
Принципы |
Характеристики |
Пропорциональность |
Гармоничность, сбалансированность и эффективность коммуникативной деятельности обеспечивается за счет соблюдения пропорционального планирования всех элементов комплекса маркетинговых коммуникаций |
Равновесие спроса и предложения |
Ориентация плана коммуникативной деятельности на планы реализации, учитывающие рынок потребителя, его потребности и платежеспособный спрос. Разработке плана должно предшествовать изучение рыночной ситуации |
Реальность |
Реальность выполнения плана свидетельствует о его соответствии возможностям вуза (сбалансированности с потребным количеством ресурсов) |
Эффективность |
Необходимость выбора оптимального варианта плана коммуникативной деятельности, обеспечивающего достижение высоких конечных результатов при наименьших затратах |
Гибкость |
Гибкость плану придает возможность оперативного реагирования на изменение рыночной ситуации (корректировка плана на основе текущей оценки эффективности) |
Системность |
Необходимость разработки, увязки и обеспечения текущих и перспективных (стратегических) планов коммуникативной деятельности, позволяющих увязать цели и задачи |
Процессный подход |
Планирование, являясь одной из взаимосвязанных управленческих функций, представляет собой самостоятельный процесс, который в свою очередь состоит из серии взаимосвязанных действий, т. е. является общей суммой управленческих функций |
Ответственность |
Основная ответственность за качество плана и его реализацию ложится как на руководство вуза (согласование, утверждение плана и выделение ресурсов), так и на непосредственных исполнителей |
Стимулирование |
Разработка действенной системы мотивации и материального стимулирования, тесное сочетание личных и производственных интересов позволяет обеспечить выполнение плана |
На основе перечисленных принципов разрабатываются методы планирования и формируется система показателей. В теории и практике планирования сложилось много различных научных методов, среди которых можно выделить нормативные, балансовые, факторные, индексные, статистические, математические и программно-целевые.
Основные задачами планирования коммуникативной деятельности являются изучение факторов окружающей среды и конъюнктуры рынка, анализ состояния внутренней среды и ее основных характеристик.
К основным функциям планирования коммуникативной деятельности относятся исследования внешней и внутренней среды вуза, предшествующие разработке программы коммуникативной политики вуза, контроль хода выполнения плана и его корректировка при появлении диспропорций, изменении рыночной ситуации, недостаточной мотивации и т.д.
Организация как функция управления коммуникативной деятельностью определяет целостность, органичность и единство процесса коммуникации вуза. Основой организации коммуникативной деятельности является разработка программы коммуникативной политики вуза.
Программа коммуникативной политики – это комплекс мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга, объединенных одной целью и направленных на какой-либо сегмент рынка. Программа охватывает определенный период времени и ее мероприятия распределены в логической и хронологической увязке (Приложение 6).
Разработка программы коммуникативной политики вуза включает в себя несколько этапов (рис. 8.3).
На первом этапе определяется целевая аудитория, после ее выбора – цели коммуникации, которые должны быть измеримы, рассчитаны на определенный период времени и конкретную целевую аудиторию.
К целевой аудитории относятся:
• потребители образовательных услуг (индивидуальные потребители, организации и государство);
• существующие и потенциальные инвесторы;
• вузы-конкуренты и другие образовательные учреждения, выступающие конкурентами;
• организации-посредники;
Рис. 8.3. Основные этапы разработки программы коммуникативной политики вуза
• государственные институты и структуры;
• широкая публика;
• средства массовой информации;
• собственный штат сотрудников.
Целями коммуникации могут быть:
• реализация образовательных услуг и продуктов (особенно новых);
• создание известности о себе;
• привлечение внимания общественности и СМИ к вузу;
• влияние на государственные и другие структуры управления;
• привлечение инвестиций;
• формирование позитивного имиджа вуза.
Определив цели, вуз разрабатывает бюджет программы.
Существует несколько вариантов разработки бюджета. Вузы применяют следующие:
• метод конкурентного паритета, то есть копирование абсолютного уровня затрат вузов-конкурентов или уровня затрат, пропорционального доле рынка вуза-конкурента;
• метод составления бюджета по остаточному принципу, при котором деньги на продвижение выделяются только после того, как учтены все остальные расходы;
• метод составления бюджета на основе целей и задач, при помощи которого вуз определяет цели своей программы продвижения; намечает задачи, вытекающие из этих целей; рассчитывает затраты на выполнение этих задач.
После составления бюджета, опираясь на аналитический подход и опыт, осуществляется выбор элементов коммуникации – рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, паблик рилейшнз и прямого маркетинга.
Программа включает блоки мероприятий по каждому элементу комплекса маркетинговых коммуникаций: план рекламной деятельности, план мероприятий прямого маркетинга, план мероприятий PR, и др. Методология разработки плана каждого блока идентична.
Следующим этапом программы является сам процесс коммуникации. Предпоследним этапом создания программы является разработка графика, который включает в себя последовательность ее реализации за определенный период.
Завершающим этапом программы коммуникативной политики является определение ее эффективности.
Программа может быть долгосрочной и рассчитанной на продолжительный срок (от трех до пяти лет), но из-за нестабильности рынка образовательных услуг, многообразия объектов маркетинга (образовательные услуги, идеи, конкретные люди и т.д.) для вуза предпочтительней разрабатывать программу коммуникативной политики на учебный год. Программа утверждается на ученом совете университета. При разработке и принятии программы обязательно должны учитываться рекомендации ученого совета вуза и поправки, обоснованные оценкой эффективности уже проведенных мероприятий коммуникативной деятельности.
Обязательным условием управления коммуникативной деятельностью вуза является контроль, сущность которого заключается в оценке результатов реализации коммуникативной деятельности вуза с целью разработки и принятия мер по исправлению нежелательных последствий.
Учет и анализ служат для оценки собранных данных о ходе осуществления коммуникативной деятельности вуза и результатах контроля над исполнением ранее принятых решений и разработке на базе полученной информации предложений по совершенствованию исполнительской дисциплины и совершенствованию форм контроля.
Коммуникативную политику вуза с субъектами рынка образовательных услуг при отсутствии специального отдела могут осуществлять следующие структурные подразделения:
• отдел маркетинга. Основные направления деятельности:
– комплексные маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, способствующие принятию обоснованных решений руководством в сфере образовательной деятельности;
– продвижение интеллектуальной собственности вуза (в форме патентов, ТУ, научных достижений, ноу-хау, учебно-методических разработок и т.д.) с целью продажи, поиск заказчиков и заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве в форме хоздоговорной тематики;
– привлечение дополнительных инвестиций за счет расширения работы с грантами, за счет консалтинговой деятельности в форме консультирования, семинаров, презентаций и т.д.;
• отдел трудоустройства выпускников. Основные направления деятельности:
– развитие долговременных и взаимовыгодных связей между вузом и предприятиями, которые выступают одновременно в роли работодателей и потребителей образовательных услуг. Работа отдела призвана способствовать оперативному отслеживанию информации;
– потребности специалистов на рынке труда (о востребованности специальностей). Изучение и анализ кадрового состава предприятий, и совместный отбор (с помощью работников кадровых служб предприятий) перспективных сотрудников предприятия (из числа "местных") для дальнейшего продолжения обучения;
– ведение информационной базы выпускников вуза и выполнение функций отраслевой биржи труда для них. Оперативно доступная информация о потребностях предприятий и организаций в специалистах позволит ориентироваться с перечнем предлагаемых специальностей на перспективу, а информационная база выпускников вуза поможет работодателю и выпускнику найти друг друга. Таким образом частично будет решена проблема несоответствия между выпускаемыми специалистами и потребностями работодателей в специалистах;
• отдел профориентации.
Грамотная политика, позволяет сформировать необходимые предпочтения у потребителей образовательных услуг. Очень важным является развитие гибких форм работы с субъектами рынка потребителей образовательных услуг (потребителями-родителями, потребителями-детьми, потребителями-предприятиями и т.д.) еще до поступления студентов (учащихся) в учебное заведение и сближение потребностей субъектов рынка путем формирования этих потребностей. Такое формирование возможно только при длительной (многолетней) и целенаправленной работе учебного заведения с потенциальными клиентами.