Формирование коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция предполагает владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в группе, освоение социальных ролей, устойчиво связана с ориентацией на гуманистические принципы и этические нормы в межличностных отношениях, мотивацией к социальному взаимодействию, стремлением к совместной деятельности, сотрудничеству со сверстниками и старшим поколением, овладению приемами и техниками общения.
Формирование данной компетенции основывается на определенных ценностях: уважении, понимании, принятии, сотрудничестве.
Понятие "взаимодействие" как единство общения и деятельности
Взаимодействие – случайный или преднамеренный, непосредственный или опосредованный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие осуществляется в двух основных формах: общение и деятельность.
Различают также два основных типа взаимодействия: сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия.
На протяжении жизни каждому человеку приходится взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях. От того, насколько успешно складывается это взаимодействие, зависит осуществление тех или иных задач, эффективность деятельности в целом. Естественно, что при этом человек должен занимать активную позицию.
Взаимодействие характеризуется общественными отношениями, которые даны через ту социальную деятельность, частью которой оно является, и межличностными, определяющими тип взаимодействия при данных конкретных условиях и степень его выраженности.
В настоящее время общество перешло на тот уровень развития, когда единственным способом движения вперед становится сотрудничество: только совместная деятельность позволяет достигать максимальных результатов. Данная проблема является актуальной и на уровне образовательной системы, субъектами которой выступают ученики, учителя, родители, администрация школы.
Индивидуальный рисунок развития личности, ее характера, направленности, способностей зависит от той системы отношений, в которых личность развивается и воспитывается. Воспитывать – это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера, направленности. Воспитание осуществляется в процессе межличностного взаимодействия и для того чтобы оно было эффективным, мы должны включить личность в продуктивное взаимодействие.
Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой особый вклад. На такой основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями но поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.
Взаимодействие предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя и воспитуемого, коллектива и личности, личности и социума, – и происходит в двух основных формах: общение и деятельность. В процессе общения и деятельности складывается отношение человека к окружающему миру, к людям и самому себе. С. Л. Рубинштейн утверждает, что личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.
В процессе взаимодействия складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействия, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. Управление действием партнера осуществляется через жесткие рычаги: приказ, отрицательное подкрепление и др.
Манипуляция предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих намерений. Партнер не информируется об истинных целях общения, желаемое действие достигается через скрытые рычаги управления: задевается гордость, используются разного рода психологические поглаживания, лесть, авансируются достоинства партнера и т.д.
Диалог строится на принятии партнера по общению, стремлении достичь соглашения. Диалог предполагает настрой на актуальное состояние собеседника, доверие к его намерениям. Диалог возможен, если партнер по общению принимается как равный, имеющий право на свой интерес и мнение.
Взаимодействие всегда сопровождается определенными чувствами. Эти чувства могут быть конъюнктивными – сближающими, объединяющими людей, и дизъюнктивными – разъединяющими их. Взаимодействие может происходить как на функциональном, так и на человеческом уровне. В основе функционального взаимодействия лежит выполнение предписанной должностью роли. Уровень человеческого взаимодействия требует взаимной открытости, глубоких духовных контактов, обмена личностными смыслами субъектов взаимодействия. Взаимодействие только на уровне функциональных отношений не может быть эффективным.
Возможно взаимодействие продуктивное и непродуктивное. Продуктивное взаимодействие приносит человеку удовлетворенность, он становится открытым для мира и для других людей. Жизненные силы раскрываются. Непродуктивное взаимодействие сопровождается отрицательными эмоциями: страх, тревожное ожидание, паника. Это приводит к отчужденным, деструктивным отношениям, делает человека закрытым для мира и для других людей. Жизненные силы человека разрушаются.