Формирование кластеров технологического бизнеса как необходимое условие создания инновационной экономики
К данному микрокластеру технологического бизнеса относятся следующие субъекты: инновационные предприятия, научные и учебные заведения, исследовательские центры, индивидуальные изобретатели, ученые и другие инноваторы. Финансовые же инвесторы – банки, частные инвесторы (которых называют еще "бизнес-ангелами"), инвестиционные компании, многочисленные фонды и субсидирующие организации и т.п.
В качестве предпринимателей могут выступать как отдельные индивидумы, так и предприятия среднего и малого бизнеса. И наконец, проектные менеджеры в зависимости от масштаба проекта, а также индивидуумы и менеджерские организации.
Существенную роль играет наличие многочисленных прямых и обратных связей между всеми субъектами технологического бизнеса. А кооперационное объединение таких кластеров – та самая сетевая инновационная структура, к появлению которой так стремятся управленческие инноваторы. Первые кластеры – технополисы, технопарки, объединения университетов с академическими лабораториями или бизнес-инкубаты (теплицы) и т.п. Так, объектами, которые следует кластеризировать, можно считать:
• академгородки, технополисы, технопарки;
• большинство институтов с опытными производствами;
• крупные промышленные предприятия с НИИ и КБ при них;
• университеты с опытными производствами и технологическими бизнес-инкубаторами при них и др.
Кластерный подход может получить гораздо более быстрое развитие, если теоретические наработки и позитивный практический опыт в области техники удастся перенести в область экономики и технологического бизнеса. В соответствии с международным опытом известны четыре варианта кластерной политики в зависимости от роли государства:
– каталитическая – правительство сводит заинтересованные стороны и обеспечивает ограниченную финансовую поддержку проекта;
– поддерживающая – каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;
– директивная – поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
– интервенционистская – правительство наряду с выполнением собственной директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
Системный подход при кластеризации предусматривает четыре уровня декомпозиции системы:
– кластеры на государственном уровне;
– отраслевые;
– региональные;
– на уровне микроэкономики.
Иерархические уровни кластеризованной системы:
• государственный;
• отраслевой;
• региональный;
• проектный (рынок технологического бизнеса).
Системный подход предусматривает часто используемый принцип соответствия. В соответствии с ним при управлении кластерами необходимо использовать факторы (рычаги) воздействия, характеристики которых должны соответствовать амплитудно-частотным характеристикам уровней воздействия. Системный анализ диктует также требование соответствия размеров кластеров масштабу уровня, на котором они формируются.
Технологический бизнес – это средний и малый бизнес с инновационным наполнением, а микрокластер технологического бизнеса – рыночная форма интеграции четырех субъектов технологического бизнеса (инновационных инвесторов, финансовых инвесторов, предпринимателей, менеджеров).
Начинать работу целесообразно не на зарождающемся рынке технологического бизнеса, а двигаться снизу вверх. В основе развиваемой концепции модульного (кластерного) технологического бизнеса лежит использование: системного анализа; проектного менеджмента; рыночных механизмов хозяйствования; опоры на средний и малый бизнес.
Именно с реализации перечисленных концепций необходимо создавать сервисные структуры, способствующие развитию среднего и малого бизнеса и превращению его в технологический бизнес с целью ускорения выхода страны из глобального кризиса и обеспечения ее устойчивого развития. Ключевая задача деятельности этих структур – содействовать решению основной стратегической задачи в кризисных условиях – реализации принципов устойчивого развития с решением экономических, социальных и экологических проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса и превращения его в технологический бизнес, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий.
Главными тактическими методами реализации этих задач можно считать: создание рынка технологического бизнеса и использование рыночных механизмов для перехода от сырьевой экономики к инновационной, содействие модернизации и технологическому развитию экономики, экспертиза и аудит инновационных проектов с целью определения объектов инвестирования, содействие коммерциализации отечественных инновационных технологий, поиск интеллектуальных и финансовых инвесторов и партнеров по реализации проектов, сервисное обслуживание среднего и малого бизнеса с целью его инновационного наполнения, консалтинг, информационное обслуживание при выработке тактики антикризисного менеджмента и определения направлений реструктуризации и диверсификации бизнеса, проведение тренингов в для субъектов технологического бизнеса, развитие международных связей и контактов.
В основе алгоритма работы такой организации, как правило, лежит методология проектного менеджмента. Исходными предпосылками проекта служат не инновации, а цели и задачи исходя из концепции устойчивого развития, государственных и региональных программ развития и др. Порядок работы строится по следующей схеме. Определяется команда предпринимателей и менеджеров проекта. Главным субъектом в кластере технологического бизнеса становится менеджер или предприниматель. Он занимается поиском интеллектуальных инвесторов (для проекта почти всегда требуется несколько инновационных решений). Кластерный треугольник должен найти финансовых инвесторов, которых всегда несколько на жизненном цикле проекта, и создает кластерную пирамиду.
Пока такой алгоритм реализуется трудно, прежде всего, из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Кроме того, требуются частные инвесторы ("бизнес-ангелы"), инвестирующие собственные средства в частные компании или проекты на начальных стадиях развития, если они обладают значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога и гарантийных обязательств властных структур. Характерная особенность такого способа инвестирования состоит в том, что инвестор не имеет целью сразу извлекать полученную компанией прибыль.
Его задача – реинвестировать всю полученную компанией прибыль, максимально увеличивая стоимость компании, а по окончанию оговоренного срока продать собственную долю в компании, многократно увеличив первоначальные вложения.
Наиболее уязвимым местом современного технологического бизнеса остается то, что он не имеет статуса особой сферы бизнеса. То есть отсутствуют выявленные, разработанные, описанные и принятые нормы, нормативы и стандарты профессиональной деятельности, позволяющие отличить и зафиксировать особенности именно данного вида бизнеса от других. Отсутствуют профессиональное сообщество и его представительский орган, корпоративная и цеховая системы информационного обмена и многого другое. Для внедрения в мир высококонкурентного технологического бизнеса необходимы специальные знания, опыт, ресурсы и личные навыки. Поэтому создавать кластер технологического бизнеса необходимо в благоприятной среде, например в бизнес-инкубаторе.
Кроме того, чрезвычайно важны учеба, повышение профессионального уровня предпринимателей, бизнесменов, чиновников. В состав образовательного комплекса входят:
– государственная инвестиционная политика, практика федеральной, региональной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, федеральная и субфедеральная нормативноправовая база инвестиционной деятельности, судебно-правовая практика;
– анализ инвестиционного рынка, новые тенденции и возможности, влияние мирового рынка инвестиций, особенности инвестиционной инфраструктуры России, субфедеральные аспекты;
– практика организации инвестиционных программ, источники финансирования, финансовые схемы, порядок и условия инвестирования, налоговые льготы, прямые инвестиции, варианты проектного финансирования, инвестиционные конкурсы;
– бизнес-планирование, бюджетирование и эффективность инвестиционной деятельности, оценка инвестиционных проектов, окупаемость, сетевые графики, контроль реализации инвестиционных проектов;
– подготовка объектов инвестирования, анализ финансового состояния;
– практика привлечения финансовых средств на промышленные и торговые предприятия, особенности для предприятий малого и среднего бизнеса, особенности для градо- (бюджето-) образующих и предприятий-монополистов, проблемных предприятий;
– особенности и практика привлечения инвестиций в высокотехнологичные и инновационные проекты, венчурные инвестиции;
– особенности работы иностранных и международных организаций на отечественном рынке инвестиций, подбор иностранного инвестора, практика привлечения иностранных инвестиций;
– практика применения инвестиционных инструментов, корпоративные ценные бумаги в инвестиционных программах, особенности привлечения инвестиций через механизмы фондового рынка, облигации, векселя, новые инструменты и технологии;
– схемы кредитования и лизинга в инвестиционных программах, синдицированные кредиты, недвижимость в инвестиционных программах;
– договорная практика в инвестиционной деятельности, документооборот, бухгалтерский учет, налоги, кадровые вопросы, особенности менеджмента;
– оценка инвестиционных рисков, механизмы снижения рисков, страхование;
– психологические, PR- и рекламные технологии в инвестиционной деятельности;
– анализ проблем в инвестиционной деятельности, практика их решения, обмен опытом.
Для проведения инновационной политики с использованием кластеризации необходимо:
– положить в основу инновационной политики принципы системного подхода и проектного менеджмента (с привлечением таких средств и методов, как кластеризация, диверсификация, симбиоз, сочетание, циклическая действие, рециркуляция), а также рыночные механизмы хозяйствования с формированием технологического бизнеса, который опирается на средний и малый бизнес с инновационным наполнением;
– считать формирование кластеров технологического бизнеса необходимым условием создания инновационной экономики.
Для чего требуются:
• формулирование задачи появления кластеров;
• создание побудительных мотивов и механизмов кластеризации;
• содействие созданию инфраструктуры – питательной среды (сетей частных предпринимателей – "бизнес-ангелов", технологических бизнес-инкубаторов, сервисных центров технологического бизнеса);
• законодательное обеспечение технологического бизнеса;
• обеспечение стимулирования субъектов инновационного рынка и рынка технологического бизнеса за получение положительных результатов.
Считать приоритетными следующие направления научных исследований в университетах и научных организациях в области кластеризации как одного из наиболее эффективных средств инновационной политики на различных иерархических уровнях экономики:
– теоретические основы, стратегия и тактика кластеризации в экономике, науке и развитии инновационных направлений ее использования;
– теоретические основы системного подхода к созданию кластеров и синтеза кластерных систем, в частности методы сочетания и основа синергии комбинированных кластеров при формировании гибких кластерных систем;
– теоретические основы гибкости и адаптивности кластерных объектов.
С учетом требования рыночной экономики и необходимостью формирования ее инновационной политики целесообразно ввести в университетах и других высших заведениях преподавание курса "Основы технологического бизнеса". Создать инновационные структуры, прежде всего, технологического бизнеса – инкубаторы при вузах, деятельность которых направлена на коммерциализацию их научных разработок, улучшение профессиональной подготовки специалистов к работе в условиях рыночной экономики.
Кроме того, требуется оказывать помощь в формировании сервисных центров технологического бизнеса различных форм собственности, сети территориально-производственных кластеров технологического бизнеса, которые будут способствовать реализации конкурентного потенциала территорий.