Формирование историографических школ
В 60–80-е гг. XIX в. формируются новые школы и направления. В рамках позитивистской историографии между отдельными школами существовали заметные различия.
Профессор истории искусств Базельского университета ЯКОВ БУРКХАРДТ (1818–1897), воспитав целое поколение историков, создал собственную школу. В своей общеисторической концепции он, в противоположность Ранке, выдвинул на первый план не государство и политику, а историю духовной и материальной культуры человечества – быта, техники, искусства, поэзии, науки. Буркхардт создал схему развития европейской культуры, оказавшую большое влияние на последующую историографию. Ключевое место в его концепции принадлежало эпохе Ренессанса, которой и был посвящен его знаменитый труд "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860).
Наряду с дипломатической историей в духе Ранке и историей культуры в Германии 70–80-х гг. XIX в. растет интерес к проблемам экономической истории, развивается историческая школа в политической экономии. Хотя "экономизм" отводит хозяйственной жизни решающую роль в общественном развитии, вопросы экономической истории рассматриваются как составная часть истории культуры, все резче противопоставляющей себя политической истории. Ведущими представителями экономического направления – так называемой молодой, или новой историко-экономической, школы были ГУСТАВ ШМОЛЛЕР (1838–1917), ЛУЙО БРЕНТАНО (1844–1931) И КАРЛ БЮХЕР (1847–1930), которому принадлежит экономическая периодизация истории по типу хозяйств (домашнее – независимое натуральное; городское – с регулярным обменом; народное) и стадиям развития промышленного производства (домашнее, ремесленное по заказам, ремесленное на рынок, домашняя промышленность и фабричное производство).
Дальнейшее развитие позитивистских принципов познания прошлого связано с творчеством известного немецкого историка КАРЛА ЛАМПРЕХТА (1856–1915) и его школы культурно-исторического синтеза (в 1890-е гг. он вел в Лейпцигском университете семинар по истории культуры, на базе которого позднее был создан Институт истории культуры и всеобщей истории) . В состояниях человеческого духа, которые сменяют друг друга, Лампрехт видел неизменный порядок, определяющий развитие культуры. Ученый утверждал, что каждый экономический акт зависит от психологических условий, и потому история должна быть социально-психологической наукой, она вообще не что иное, как прикладная психология, объясняющая перемены в общественном сознании. Эти перемены вписывались в жесткую историко-социологическую схему последовательной смены культурно-исторических эпох, или "фаз развития" (анимизма, символизма, типизма, конвенционализма, индивидуализма, субъективизма), которая объявлялась универсальной для истории всех цивилизаций. Эпоха анимизма связывалась с существованием родового строя, коллективной собственности и примитивного коммунизма, эпоха символизма – с разделением труда и возникновением социального неравенства, эпоха типизма – с появлением государства, эпоха конвенционализма – с феодальной вотчиной и натуральным хозяйством, эпоха индивидуализма – с упадком корпораций и развитием личной инициативы, эпоха субъективизма – с полным распадом сословного строя и свободой экономической деятельности. В рамках этой схемы Лампрехт представил всю историю немецкого народа в своем главном труде – трехтомной "Истории Германии" (1891 –1909).
Расширение ноля исследования, накопление фактического материала в невиданных до того размерах, выдвижение на первый план проблем социальной, экономической и культурной истории можно, бесспорно, причислить к достижениям позитивистской историографии. Историческое знание рассматриваемого периода все более специализируется, распадаясь на отдельные отрасли не только по странам и эпохам, но и по отдельным проблемам. Систематическое применение сравнительно-исторического метода, интенсивный анализ письменных и вещественных памятников, в том числе вновь открытых, – все это позволило добиться значительных успехов. Совершенствуется техника исследования. Развиваются вспомогательные дисциплины – дипломатика, нумизматика, палеография, а также смежные научные отрасли – археология, историческая география, филология, этнография.
В последней четверти XIX в. формируется организационная структура исторической науки и система профессионального образования. Повсеместно создаются кафедры истории и исторические семинары в университетах. Если к началу века в университетах Германии было всего 12 кафедр истории, то к концу его – 175. Студенты и преподаватели из других стран приезжают в Германию учиться в исторических семинарах Берлинского, Мюнхенского, Лейпцигского и других университетов. Постепенно по всей Европе распространяется опыт подготовки специалистов по образцу семинаров Ранке. Учреждаются институты истории при академиях и независимо от них, появляются солидные исторические журналы и многочисленные научные общества. Во Франции с 1876 г. начинает выходить журнал "Историческое обозрение" ("Revue historique"), задачей которого была пропаганда исторических знаний и борьба за реорганизацию исторического образования во Франции. В Германии, наряду с ведущим "Историческим журналом" ("Historische Zeitschrift", с 1859 г.) появляются периодические издания Геттингенской, Лейпцигской, Гейдельбергской академий, возникает много местных исторических обществ и комиссий, со своими печатными органами и ежегодными конференциями. В Англии с 1886 г. начинает выходить в свет "Английское историческое обозрение" ("English Historical Rewiew").
Наряду с большим числом индивидуальных монографий, публикаций источников (хроник, актов и других материалов), статей в научной периодике выходят в свет разнообразные справочники и многотомные коллективные труды – серийные издания по всемирной истории, как, например, двенадцатитомная "Всеобщая история с IV столетия до нашего времени" (1887– 1903) под редакцией ЭРНЕСТА ЛАВИССА (1842–1922) и АЛЬФРЕДА РАМБО (1842–1905), в создании которой принимали участие семьдесят французских историков. Профессор Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, академик Лависс сыграл выдающуюся роль в развитии профессионального и школьного исторического образования во Франции. Приверженность основным принципам позитивизма не мешала ему во всех своих учебниках и обобщающих трудах, в том числе в "Истории Франции от ее истоков до революции" (1900–1911), выступать с ярко выраженных патриотических позиций и всячески способствовать формированию национального исторического сознания.