Выбор позиции в конкуренции
В современных условиях одним из решающих факторов успеха/неуспеха коммерческой деятельности является усиливающаяся нестабильность внешней среды предприятия: события становятся все более непривычными и их невозможно узнать на основе прошлого опыта; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятия; возрастает частота появления неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление коммерческой деятельностью путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Эти методы требуют усиления мотивов предпринимательства, а также использования специфических моделей принятия и реализации решении, имеющих важные долгосрочные последствия (стратегических решений). Одной из основных моделей принятия стратегических решений оптимизации прибыли (в краткосрочной и долгосрочной перспективе) является модель выбора стратегических позиций предприятия (компании, фирмы) в конкуренции. Вариант такой модели -трехмерная матрица "КСФ - Привлекательность СЗХ".
Привлекательность СЗХ
Алгоритм оценки привлекательности СЗХ включает (схема 1.6):
o оценку темпов роста: для текущей стадии жизненных циклов и для последующей стадии (б);
o оценку рентабельности: краткосрочную и долгосрочную (Д);
o оценку уровня будущей нестабильности внешней среды фирмы (<2 - возможности, (2 - опасности).
Оценка будущей привлекательности СЗХ может быть рассчитана по формуле
Привлекательность СЗХ = аС + + у(2 - сг О,
где а, р, у, а - коэффициенты значимости факторов, определяемые экспертами (управляющими СЗХ);
Схема 1.6. Алгоритм оценки привлекательности СЗХ
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ (С) может быть рассчитана на основании экспертных оценок интенсивности изменений параметров, приведенных в табл. 1.6, а оценка изменений рентабельности (#) - на основании экспертных оценок интенсивности изменений параметров, приведенных в табл. 1.7.
Для оценки будущей нестабильности ((2, (У) проводится анализ внешней среды предприятия, на основании которого разрабатывается перечень возможностей и опасностей и экспертно оценивается сила факторов. Анализ внешней среды позволяет найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?
2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?
3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?
Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.
Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.
Экономические факторы:
o темпы инфляции и дефляции;
o уровень занятости населения;
o реальность бюджетного баланса;
o стабильность курса рубля;
o уровень ставок по кредитам;
o тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы;
o налоговые ставки;
o таможенная политика.
Политические факторы:
o разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;
o жесткость государственного регулирования экономики;
o льготные экономические режимы в регионах;
o инвестиционная политика государства;
o политика приватизации;
o таможенные союзы государств СНГ.
Таблица 1.6. Экспертная оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования (в баллах)
Таблица 1.7. Экспертная оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования (в баллах)
Рыночные факторы:
o форма рынка в заинтересованной сфере деятельности;
o уровень и продолжительность жизненных циклов спроса;
o интенсивность конкуренции;
o цены на факторы производства;
o доходы различных социальных групп;
o динамика спроса и предложения;
o антимонопольная политика;
o преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции);
o распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами;
o стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов).
Производственно-технологические факторы:
o состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей;
o возможности новых технологических разработок;
o уровень технологии конкурентов;
o темпы обновления технологии;
o состояние внешних звеньев системы развития;
o наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов.
Конкурентные факторы:
o мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты;
o возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов;
o степень уязвимости конкурента;
o готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение;
o возможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента;
o сила защитной реакции конкурента;
o скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке;
o имидж компании.
Международные факторы:
o возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО - Всемирная торговая организация; ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти; КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС - Европейское сообщество "общий рынок" и др.)!
o возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров);
o изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
o зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей.
Социальные факторы:
o социальная напряженность в обществе;
o уровень предложения на рынке рабочей силы;
o защита прав потребителей;
o степень неравенства различных социальных групп;
o активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся.