Выбор политики финансирования оборотных средств

Алгоритм совершенствования управления запасами для сокращения потребности в дополнительном финансировании строится на следующих мероприятиях:

1) нормирование запасов через обоснование нормы запасов в днях;

2) минимизация времени выполнения заказов по приобретению и распределению сырья, материалов, готовой продукции;

3) использование скидок за приобретение партий, оптимизация партий заказа (баланс выгод между издержками хранения и затратами на организацию поставок);

4) оптимизация складских расходов;

5) установление контроля за величиной запасов (по трем статьям - сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция).

Традиционно контроль над величиной запасов строится по методу ABC (но трем статьям запасов в отдельности). В структуре затрат по статьям выделяются три группы по степени значимости и влиянию на потребность в денежных средствах: А, В, С Группа А объединяет те наименования (например, по статье "сырье, материалы и комплектующие"), на которые приходится 80% веса в структуре общей величины запасов анализируемой статьи. Как правило, это небольшая часть наименований (не более 20%). К группе В относят наименования запасов средней важности, эта группа в структуре запасов составляет 15%. К группе С относят менее значимые наименования, которые в денежном выражении в структуре запасов формируют не более 5%. В группу А могут попасть наименования запасов, доля которых резко растет по годам или ожидается значительный рост. Наиболее жестко контроль проводится по группе Л. Наименования этой группы нормируются, выполняется расчет целесообразности вывода вопросов поставок и хранения этой группы на аутсорсинг, постоянно проводится сопоставление "план-факт" по величине замораживаемых денежных средств для наименований этой группы.

Например, имея по структуре материалов компании "Хлад" информацию, представленную в табл. 5.17, можно сделать вывод о том виде материалов, которому с точки зрения контроля должно уделяться наибольшее внимание.

Таблица 5.17. Структура издержек

Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика) предполагает:

■ определение наименований продукции, продаваемой в кредит, критического объема продаж с отсрочкой платежа, установление гибких цен на продукцию, увязанных со сроками платежа (обычно для обозначения максимального срока отсрочки, который предоставляет компания, используется выражение "нетто дни", например "нетто 30" означает, что в течение 30 дней клиент должен расплатиться);

■ разработку процедур оценки надежности клиентов и установление критериев предоставления объема и срока отсрочки по контрагентам компании;

■ разработку мероприятий по взысканию долгов, а также продаже долгов (обращение к факторинговым организациям);

■ установление системы скидок за быстрый платеж (часто используется обозначение "3/10, нетто 30". Это означает, что за оплату в течение первых 10 дней клиент получает 2%-ную скидку с цены, а общий период отсрочки составляет 30 дней. Величина скидки часто колеблется в пределах 1-3% и растет с ростом денег на рынке);

■ работу с разнообразными инструментами оформления дебиторской задолженности (например, учет векселей в банке, получение "вексельного кредита" при залоге векселей). Часто уровень риска контрагента для установления предельных объемов предоставления отсрочки платежа строится по данным стандартной финансовой отчетности за последние годы, а также по анализу своевременности расчетов. Для расчета интегральных оценок риска неплатежа могут использоваться алгоритмы кредитного рейтинга или модели кластерного анализа (например, пяти- и семифакторные, предложенные Э. Альтманом).