Формирование активности
Помимо самостоятельности ранний возраст очень важен в плане формирования активности ребенка. Особенность этого времени такова, что активность одновременно получает и сильный импульс, и тормоз в своем развитии. Действительно, с одной стороны, когда ребенок начинает ходить, увеличивается поле проявления его активности. Он изучает окружающее пространство, а после того как научится залезать на стулья и диваны, последствия его активности бывают для взрослых просто катастрофическими. С другой стороны, его активность получает первые серьезные ограничения. "Нельзя" – говорят родители ребенку, который не понимает, почему то, что доставляет ему удовольствие, к примеру, вываливать одежду из шкафов, не вызывает восторга у взрослых. Более того, любящие взрослые впервые в его жизни начинают на него сердиться и даже шлепать его: рука, через которую он, придя в этот мир, получал чувство покоя, безопасности в младенчестве, становится первым источником внешней агрессии.
Действительно, после года ребенок начинает осваивать окружающий мир, основой которого являются правила, нормы. Для взрослого естественно их выполнение, он знает, зачем они нужны: "свободы не существует без необходимости". Но ребенок этого совсем не понимает. Выполнение норм ему неудобно и неприятно. Например, гораздо удобнее писать в штанишки, когда захочется, чем терпеть, звать кого-то на помощь и писать туда, куда говорят взрослые. "А почему раньше мне позволялось делать, что я хочу, и мои как и в подгузниках вызывали восторги у взрослых?
Что изменилось, может быть, меня больше не любят?" – сказал бы ребенок, если бы умел говорить.
Но он еще не может озвучить свои чувства, а его речевое развитие не позволяет ему понять взрослых. "Если ты залезешь на стол, я тебя накажу", – может сказать мама полуторагодовалому сыну. А между тем он освоит придаточные предложения такого рода только после двух лет, но пока ребенок яростно отстаивает свое младенческое всемогущество. Внешне это выглядит как истерики, капризы, слезы, хныканья или же отчаянное стремление добиться своей цели во что бы то ни стало.
Алина, 1 год и 8 месяцев
Аля загоняет собаку под стул и пытается бить ее ногой.
Я не разрешаю. Она подходит ко мне, своей рукой обхватывает мою ногу, тащит к стулу. Далее моей ногой старается достать до собаки.
Очень важно, чтобы свободная активность могла проявляться в тех действиях, которые ребенку обычно запрещают, но которые так интересны: залезть в сугробы, походить по лужам. Летом, особенно на даче, можно ходить без одежды, обливаться водой из тазика, который мама поставила на травку, бросать камешки... А как же нормы и правила? К ним, конечно, надо приучать, но постепенно и, разумеется, с учетом речевого развития детей.
Активность малыша проявляется не только в стремлении познавать окружающий мир, но и в желании проявлять свою самостоятельность. Дети в это время очень наблюдательны, и пусть не всегда ловко, но очень хотят делать то же самое, что и взрослые. Понятно, что они ориентируются только на внешние характеристики действий взрослых, но детям важно их повторить и получить одобрение за попытки проявить самостоятельность.
Настя, 1 год и 5 месяцев
Мама моет пол. Настя стоит рядом и наблюдает за тем, как мама мочит тряпку в ведре. Потом она убегает в комнату и возвращается со своей кофточкой, пытается тоже ее намочить в ведре. Мама не разрешает, Настя собирается заплакать, потом садится на корточки и трет пол сухой кофтой.
Стоит добавить следующее. Когда ребенок входит в окружающий мир, состоящий из большого количества ограничений, гасится его естественная потребность в исследовании, познании окружающего мира, и потому уже в школе может проявиться нежелание ребенка узнавать новое. Некоторые дети сами помогают себе не сломаться под давлением внешних ограничений и как бы проигрывают их нарушения.
Алина, 1 год и 4 месяца
У внучки появилось игровое нарушение норм. Любит схватить что-либо, убежать и спрятаться под столом. Выглядывает оттуда и ждет, чтобы ее понарошку поругали.
Алина, 1 год и 5 месяцев
Одна из наших любимых игр такая. Я грозным голосом говорю: "Аля!" и делаю суровое выражение лица, а потом смеюсь. Она громко хохочет, и мы повторяем игру снова и снова.
Приучение ребенка к горшку и влияние этого процесса на формирование активности
Однако активность ребенка подвергается ограничениям не только в изучении внешнего мира. Взрослый мир "замахивается" на "святое святых" ребенка – его стремление писать и какать тогда, когда ему захочется. "Если захотел, терпи, – говорит ему этот мир, – попросись на горшок и только тогда делай это". По ребенок не всегда понимает, почему он должен сдерживаться в такой важной для себя сфере. Действительно, после полутора лет собственные продукты представляют для ребенка большую ценность: он интересуется ими, иногда пытается покопаться, гордится ими, наконец, а его ситуацию гордости взрослые почему-то не ценят.
Аня, 2 года
Из детства хорошо помню, как, когда мне было два года, мы с родителями ездили в Крым на поезде. С нами ехали и мамины подруги. Я сразу же стала ощущать себя в центре внимания. Самым важным предметом той поездки был мой горшок, который я сама несла до поезда, никому не доверила.
А во время нашего путешествия сама лично относила выливать содержимое в туалет. Как самое ценное, что у меня есть, я гордо несла его по коридору, не стесняясь, а даже как-то торжественно.
Можно сказать, что горшок становится ареной, на которой разворачивается борьба родителей и ребенка: родители требуют соблюдения правил гигиены, ребенок активно сопротивляется. Он отстаивает свое право делать то, что хочет, и там, где хочет.
Гаяна, 1 год и 3 месяца
Дочка знает, как пользоваться горшком, но делает в трусы из озорства – расставит ножки или сядет на корточки.
А потом вытирает первой попавшейся тряпкой – куклиным платьем, Таниной кофтой.
А иногда ребенок и хочет сделать так, как надо, но забывает, заигрывается и сам огорчается при этом. Если же родители слишком жестко настаивают на своих требованиях, наказывают ребенка за мокрые штанишки, он теряет веру в то, что сам может что-то решать, что-то хотеть, приучается жить, подстраиваясь под желания других, чувствует себя почти постоянно виноватым. Именно так в ребенке развивается неуверенность в себе.
Интересно, что аналогичный результат – неуверенность в себе – формируется и при слишком мягком приучении к опрятности. В этом случае ребенок долго остается "памперсным", причем иногда настолько привыкает к подгузникам, что без них чувствует себя некомфортно и просто не может писать, если на нем нет памперсов. Ощущение жидкости на своем теле приводит его в состояние сильной тревоги, иногда ребенок даже моется в ванне со слезами. У ребенка развивается неуверенность в себе, оттого что он сам не может контролировать проявления своего организма, стыдится своих фекалий, которые в этом возрасте воспринимаются им как часть самого себя.
Для правильного приучения к горшку стоит сначала предлагать ребенку просто посидеть на нем, заинтересовать игрушками (сажать какать на горшок и ставить интересную игрушку), хвалить за успех и не ругать за ошибки.
Алина, 1 год и 1 месяц
Дочка иногда садится на горшок в штанишках, смотрит на меня, ждет, когда я ее похвалю.
В таком случае ребенок будет испытывать гордость за пользование горшком и на каком-то этапе станет проявлять интерес к его содержимому – и это нормально.
Агрессивность и ее роль в процессе формирования активности
Помимо ограничений активности ребенка в это время, основное место среди которых занимает приучение к опрятности, стоит отметить наличие в ней качественных изменений, а точнее, появление агрессивной активности, необходимость которой часто не видится взрослыми. Иногда ребенок становится открыто агрессивным, причем чаще в отношении самых близких, в основном матери: может даже стукнуть ее – рукой, ногой, причем не соразмеряя своих сил и достаточно больно. Но его агрессивные действия на самом деле таковыми не являются, если мы будем понимать агрессию как нанесение ущерба окружающим. Ребенок проявляет агрессию не для нанесения вреда другим, а пробуя силу своего "Я", возможность влияния на окружающую действительность. Можно сказать, что если во второй период младенчества активность ребенка была направлена на изучение окружающего мира, то теперь – на его преобразование. Однако изменять окружающее, что- либо создавая, он еще не умеет, поэтому разрушает все, что ему доступно. В этом суть его преобразования мира, так он приобретает уверенность в себе. Полный запрет родителей на проявление агрессии, строгие наказания мощно блокируют у ребенка развитие этой уверенности.
Алина, 1 год и 2 месяца
Играем с дочкой так. Я делаю куличики из песка. Она совочком их разрушает. Очень радуется. Еще очень любит рвать бумажки. Я ей разрешаю, а вечером выметаю горы мусора.
Гаяна, 2 года и 7 месяцев
Занимаемся со старшим сыном английским. Дочь бьет его мишкой. Он ее прогоняет. Она тут же возвращается.
– Я коза. Забодаю Олега, – и продолжает его бить.
Я ей говорю, чтобы перестала, иначе и козу прогоним. Она ничуть не огорчается.
– Прогони козу. Я медведь.
Пришлось прогнать и медведя, потому что заниматься было невозможно.
Очень скоро она снова появляется и запускает в сына горшком, радуется, что попала. Прогнали снова. Сначала причитала: "Где мой горшок?" Потом успокоилась. Теперь не приходит, но что-то долго тихо. Иду уже я. Она в кухне выковыривает ножом мякиш из последнего в доме куска хлеба.
– Я большая. Отрезала Гане хлеба.
Кроме того, она сегодня вынула папины галстуки и все свои вещи из шкафчика, достала фотографии из альбома, пыталась оторвать телефонный шнур. Под конец пошла спать не в свою, а в мою кровать.
Олег, 2 года и 9 месяцев
Сын выбросил с балкона махровую простыню. Когда я его отругала, он сказал: "Махрушку выбрасывать нельзя, только тапочки можно". Бабушкины новые тапочки он выбросил накануне.
Ваня, 2 года и 6 месяцев
Как-то летом я пошла с сыном на прогулку и позвала его на детскую площадку. Но он заупрямился и отказался туда идти. Я ему говорю: "Сынок, пойдем в песочницу, там другие детки". На что он ответил: "Мне жениться пора, а ты меня в песочницу зовешь!"
В ситуации, когда родители категорически не разрешают ребенку поступать по собственному выбору, разбрасывать вещи, бросать, рвать предметы, у него формируется не только инфантильность и неуверенность в себе, но и чувство скованности, зависимости, которое впоследствии примет форму деструктивной агрессивности (желание бороться против любых социальных норм) или социальных страхов (сделать что-то не так). Подобного рода проблемы усилятся в дошкольном возрасте, но особенно остро проявятся при поступлении ребенка в школу. Чтобы такого не случилось, лучше всего предлагать ребенку способы проявить агрессивность в игре. Полезны игры с водой. Например, можно налить в тазик воды, нарезать "кораблики" из внутренней части конфетной коробки и бросать в кораблики кубиками. Можно строить домик из песка и предлагать ребенку его ломать. Чуть позже в возрасте 1,4-1,5 лет можно давать ребенку рвать бумажные салфетки и с помощью взрослого тупыми ножницами резать бумагу. Последняя игра также развивает мелкую моторику, которая будет способствовать речевому развитию, а позже – обучению письму. Но, научив ребенка пользоваться ножницами, придется тщательно их прятать.
Помимо агрессивных проявлений, важную роль в развитии активности вносит такое, казалось бы, малозначимое действие, как стремление ребенка взять взрослого за руку и отвести в другое место для выполнения его желания, например, поиграть в мячик или дать попить. Оно тоже появляется у ребенка не сразу. Сначала он попробует "переместить" взрослого тем, что обхватит его ноту и попытается подтолкнуть ее. Но очень быстро ребенок начнет понимать, что взять маму за руку и начать тащить ее в нужную сторону гораздо эффективнее. Это важное действие дает ребенку понимание того, что не только взрослый может воздействовать на него, но и он на взрослого, т.е. расширяет сферу приложения активности ребенка.