Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ индивидуальной жалобы. Подача жалобы в Суд

Жалоба не может быть принята Судом по телефону. Также нет никакой необходимости в личном обращении (посещении Страсбурга) для устного изложения обстоятельств дела.

Ход процедуре могут дать телекс, факс или телеграмма, в которых, пусть даже кратко, излагается предмет индивидуальной жалобы (тел. Европейского Суда по правам человека: 33 (0)3 88 41 20 18; телефакс: 33 (0)3 88 41 27 30; электронный адрес: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ). Однако заявитель или его адвокат должны направить подписанный оригинал почтой в течение 5 дней после отправки телекса, факса и т.д.

Жалоба должна быть отправлена по адресу, указанному в практической инструкции "Подача жалобы" :

Monsieur le Greffier de la

Cour européenne des Droits de l'Homme

Conseil de l'Europe

F - 67075 STRASBOURG CEDEX.

Если заявитель или его адвокат направили в Суд письменное сообщение, из которого явствует, что они желают подать жалобу, либо их письмо не содержит всей необходимой информации, секретариат Суда вправе предложить направить в Суд дополнительную информацию и копии (но не оригиналы!) относящихся к делу документов, необходимых для предварительной оценки. Документы не возвращаются Судом заявителю, поэтому в его интересах направлять копии документов, а не подлинники.

В тексте индивидуальной жалобы должно быть отражено следующее:

1) краткое изложение фактов, на которых строится жалоба и ее предмет;

2) указание на конкретные права, гарантированные Конвенцией о защите прав и основных свобод, которые предполагаются нарушенными;

3) перечень уже задействованных средств правовой защиты;

4) перечень официальных решений, принятых по делу, с указанием даты каждого решения суда или иного органа власти, принявшего решение, а также краткое изложение существа решения.

Вместе с тем существует официальный формуляр жалобы, и секретариат Суда может выслать его по просьбе заявителя. Заполненный формуляр жалобы должен быть направлен заявителем в Суд в течение 6 недель, считая с даты письма секретариата Суда.

Секретариат Суда не предоставляет информации о законодательстве государства — участника Конвенции, в отношении которого подается жалоба, и не дает консультации относительно применения и трактовки национального (внутреннего) права.

На этой стадии (после получения первого сообщения заявителя, где изложен предмет жалобы) в Суде открывается так называемое предварительное досье, номер которого надлежит указывать во всех последующих сообщениях. Заявитель информируется об этом письмом.

Практическая инструкция "Подача жалобы" предусматривает, что несоблюдение требований, изложенных в п. 1 и 2 ст. 47 Регламента, и непредставление сведений, запрошенных секретариатом Суда, могут повлечь в итоге то, что жалоба не будет рассмотрена Судом. Вообще, проявление внимательного отношения к переписке с секретариатом Суда — одна из основных задач заявителя, поскольку любая задержка с ответом либо отсутствие ответа могут быть истолкованы как дальнейшая незаинтересованность заявителя в продолжении разбирательства по делу, что влечет к уничтожению предварительного досье.

В индивидуальной жалобе согласно ст. 47 Регламента должны быть указаны:

a) полное имя, дата рождения, гражданство, пол, род занятий и адрес заявителя;

b) полное имя, род занятий и адрес его представителя, если таковой имеется;

c) одно или несколько государств — участников Конвенции, против которых направлена жалоба;

с!) краткое изложение фактов;

е) краткое изложение одного или нескольких нарушений Конвенции, имевших место, по мнению заявителя, и соответствующих доводов;

1) краткое указание на соблюдение условий приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и соблюдение 6-месячного срока), предусмотренных п. 1 ст. 35 Конвенции;

Индивидуальная жалоба в качестве приложения должна также иметь:

И) копии всех соответствующих документов и, в частности, судебных и иных решений, связанных с предметом жалобы.

Статья 47 действующей редакции Регламента теперь не предъявляет требования о наличии в индивидуальной жалобе общего указания на требование о выплате справедливой компенсации, которое в прежней редакции Регламента содержалось в подп. "" п. 1 ст. 47. Требование о справедливой компенсации в соответствии со ст. 60 Регламента может быть изложено в письменных объяснениях по существу дела или (при отсутствии таких объяснений) в специальном документе, представленном не позднее 2 месяцев после вынесения решения о приемлемости жалобы.

Жалоба должна быть написана разборчивым подчерком или (предпочтительно) напечатана. Если текст жалобы превышает 10 страниц (без приложений), к ней представляется краткое резюме.

Кроме того, заявитель или его адвокат должны представить все материалы, прежде всего документы и решения, упомянутые в подп. "И" п. 1 ст. 47 Регламента, позволяющие установить, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и соблюдение 6-месячного срока), предусмотренные п. 1 ст. 35 Конвенции, а также известить Суд, если им поданы претензии в иной международный орган расследования и урегулирования. Представляемые документы должны быть подобраны в хронологическом порядке, оформлены списком, где должны быть последовательно пронумерованы и включать краткое наименование (письмо, записка, решение и т.д.).

Невыполнение требований, предусмотренных ст. 47 Регламента Суда, влечет за собой отказ в рассмотрении жалобы Судом.

Индивидуальные жалобы подаются в письменном виде и за подписью заявителя или его представителя. В том случае, если жалоба подается неправительственной организацией или группой частных лиц, она должна быть подписана лицами, правомочными представлять эту организацию или группу (вопросы правомочности лиц, подписавших жалобу, будут решаться соответствующей Палатой или соответствующим Комитетом). Если представительство заявителей осуществляет адвокат, он должен иметь доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия (ст. 45 Регламента).

До принятия решения о приемлемости индивидуальной жалобы все состязательные бумаги заявителя должны быть на одном из языков государств — участников Конвенции. Таким образом, гражданин

России вправе заполнять бланк на русском языке. После объявления жалобы приемлемой или в связи со слушаниями сообщение с заявителями (их представителями) и состязательные бумаги должны быть на одном из официальных языков Суда — французском или английском. Председатель Палаты может дать разрешение продолжить использование официального языка государства — участника Конвенции; если такое разрешение предоставлено, Секретарь принимает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода объяснений и показаний заявителя (п. 3 ст. 34 Регламента Суда). В силу п. 6 ст. 47 Регламента заявитель или его адвокат должны информировать Суд о любых изменениях адреса и о всех обстоятельствах, имеющих отношение к жалобе.

Как уже было сказано выше, обращение в Европейский Суд по правам человека оформляется письменно. Сведения, которые признаются необходимыми, можно условно разбить на восемь разделов (исходя из официального формуляра жалобы): 1) стороны; 2) изложение фактов; 3) изложение имевшего место, по мнению заявителя, нарушения Конвенции и (или) Протоколов к ней и соответствующих аргументов, его подтверждающих; 4) заявление в соответствии со п. 1 ст. 35 Конвенции (об исчерпанности всех внутренних средств правовой защиты); 5) изложение предмета жалобы; 6) другие международные инстанции, где рассматривалось или рассматривается дело; 7) список приложенных документов; 8) заявление и подпись.