Форма государства
Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму.
Форма государства — организация и устройство государственной власти, а также способы ее осуществления. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме конкретного государства, необходимо рассмотреть три характеристики, традиционно называемые элементами формы государства:
1) форму правления, которая зависит от того, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура и компетенция, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на виды;
2) форму государственного устройства. В зависимости от того, как организована публичная власть на территории государства, на какие части она делится, каковы отношения центра с составными территориальными единицами государства, выделяют две формы государственного устройства: унитарную и федеративную)
3) политический режим, который определяют реальные способы и средства, используемые государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Все политические (государственные) режимы принято делить на демократические и антидемократические.
Форма каждого конкретного государства как совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима складывается исторически под влиянием таких факторов, как уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем, а также исторические традиции, присущие народам, населяющим страну, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности и даже географическое положение страны, размеры территории и климат.
Форма правления государства
Наиболее древней формой правления является монархия что значит "власть одного", "единовластие" (от греч. monos — один, arche — власть). При данной форме правления верховная власть принадлежит одному лицу — монарху, получающему ее, как правило, по наследству (народ никакого участия в этом не принимает) и пожизненно, а не на определенный срок. Монарх не несет юридической ответственности за свои действия. Если монарх ни с кем не делит свою власть (единолично издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если и привлекает советников, то их советы для него не обязательны), то такая монархия называется неограниченной, абсолютной. В качестве примера можно привести восточные деспотии Древнего мира (Египет, Китай и др.), где монарх (фараон, император) обладал неограниченной верховной властью. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, признается естественным неравенство людей (не любой человек может стать монархом), и при этом все (даже представители высших сословий) считаются подданными монарха и должны ему повиноваться. Провозглашается любовь и преданность монарху, безграничное доверие к нему. Парод никакого участия в управлении государством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие традиции. Абсолютные монархии существовали и в эпоху рабовладения, например Римская империя.
На смену абсолютным монархиям пришли ограниченные, где наряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган власти (например, парламент). Среди ограниченных монархий различают дуалистическую и парламентскую монархии. Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению, и они несут перед ним ответственность). Но законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей (депутатов) и выражающему интересы буржуазии и других слоев населения. В современном мире такая монархия встречается редко (например, в Марокко, Иордании).
Парламентской (парламентарной) является монархия, где монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах, и это закреплено в основном законе (конституции). Даже если монарх назначает министров, ответственность они несут перед парламентом (высшим органом законодательной власти) и зависят от доверия последнего. Таких монархий в современном мире много: Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония и др. В Великобритании нет писаной конституции как единого правового акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть монарха ("монарх царствует, но не управляет"). При этой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивает стабильность общества, выполняет представительские функции.
Другой основной формой правления является республика (от лат. res publica — общественное дело). Это форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. Теоретически в республике любую должность может занять любой гражданин, кроме тех, кто ограничен в правах (например, отбывает уголовное наказание за преступление).
В современном мире существуют две основные разновидности республики: президентская и парламентская (парламентарная). Президентская республика (яркий пример — США) характеризуется тем, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок, является одновременно главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует, т.е. назначает министров. Правительство несет ответственность перед президентом, который может смещать министров по собственному усмотрению. Президент обладает также рядом других властных полномочий, например является верховным главнокомандующим. Законодательная власть в президентской республике принадлежит коллегиальному органу — парламенту, который избирается населением на определенный срок. Президент не вправе распустить парламент, но обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, т.е. обладает блокирующими полномочиями в отношении принятия данных законов. Парламент, в свою очередь, может досрочно отстранить президента от должности, но только если последний нарушит конституцию. (В США и ряде других государств такая процедура называется импичментом.)
Парламентская республика (например, Германия, Италия) отличается от президентской тем, что президент избирается, как правило, не народом, а парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Он является лишь главой государства и не возглавляет исполнительную власть. Во главе правительства стоит другое должностное лицо — премьер-министр. Формируется правительство парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство мест в нем. И ответственность оно несет также перед парламентом, который может выразить правительству недоверие путем голосования, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может распустить парламент досрочно и назначить новые выборы.