Лекция 7. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
7.1. Понятие формы государства.
7.2. Формы государственного правления.
7.2.1. Понятие и определение формы государственного правления.
7.2.2. Монархия как форма государственного правления.
7.2.3. Республика как форма государственного правления.
7.3. Формы государственного устройства.
7.3.1. Понятие и определение формы государственного устройства.
7.3.2. Виды формы государственного устройства.
7.4. Политический режим.
7.4.1. Понятие политического режима и его соотношение с государственным режимом.
7.4.2. Тоталитарный политический режим.
7.4.3. Демократический политический режим.
7.4.4. Авторитарный политический режим.
7.5. Государственный аппарат.
7.5.1. Понятие государственного аппарата.
7.5.2. Понятие должностного лица.
7.5.3. Определение и признаки государственного органа.
7.5.4. Принципы организации и деятельного государственного аппарата в демократическом обществе.
7.6. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.
Понятие формы государства
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения: в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии "форма государства". В философии и юриспруденции того времени категории "форма" вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: "Форма дает бытие вещи".
Существует два основных смысла философской категории "форма":
1) как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
2) как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства.
То, что обозначается как "форма государства", представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
В связи с этим форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать "элементами" формы государства можно лишь условно, так как элемент – это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе. Характеристику государства с позиций формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима правильнее расценивать не как характеристику элементов формы государства, а как характеристику государства по трем взаимосвязанным аспектам.
"Форма государства", как уже замечено, – это достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что "политический режим" характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе. Категории же "форма правления" и "форма государственного устройства" имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.
Традиционно на основе понятия "форма правления" проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Наряду с анализом а) состава органов верховной государственной власти и б) их взаимоотношений друг с другом (структуры) характеристика формы правления традиционно предполагает и характеристику в) порядка формирования этих органов, степени участия населения в этом процессе.
Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская; небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
В общем плане форму государства можно определить следующим образом. Форма государства – это способ устройства государства, способ образования, организации и осуществления государственной власти.