Лекция 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• понятия "форма государства", "форма государственного правления", "форма государственного устройства", "политический режим", их сущность;

• признаки и виды монархической и республиканской форм правления;

• признаки и виды федеративного и унитарного государств и межгосударственных объединений;

• признаки и виды политических режимов;

уметь

• использовать понятийный аппарат при характеристике структурных элементов формы государства;

• сравнивать различные виды форм правления, государственного устройства и политических режимов;

• использовать теоретические знания для анализа конкретноисторических форм современных государств;

владеть

• навыками определения формы правления, формы государственного устройства и политического режима конкретного государства;

• навыками сравнительного анализа различных форм правления, государственного устройства и политического режима.

Понятие формы государства

Понятие "форма государства" отражает построение организационно-функциональной структуры государства, порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, национально-государственную и административно-территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами, а также систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Структурно форма государства представляет собой совокупность трех основных элементов:

– форма государственного правления;

– форма государственного устройства;

– политический (государственный) режим.

Рассмотрим каждый из трех элементов формы государства.

Форма правления

Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Существуют две формы правления:

– монархия;

– республика.

Монархия {моно – один, арке – власть) – форма правления, при которой государственная власть пожизненно принадлежит одному лицу – монарху, получающему ее в порядке престолонаследия.

Монархии бывают абсолютными и ограниченными.

Для абсолютной монархии характерны следующие признаки:

– власть передается по наследству;

– бессрочность правления монарха;

– власть не производна от воли народа.

Абсолютная монархия характеризуется тем, что монарх –

единственный носитель суверенитета государства, глава государства и правительства, верховный главнокомандующий, верховный судья. Иногда монарх является и главой церкви (теократическая монархия). Современными абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Бруней, Оман.

Первым типом ограниченной монархии была монархия дуалистическая. Данный тип монархии характерен для эпохи перехода от феодализма к капитализму. В ее основе лежит компромисс между двумя эпохами, который заключается:

– в создании при монархе некоего органа (прообраза парламента), состоящего из двух палат. Верхняя палата назначается монархом из представителей дворянства, нижняя формируется выборным путем из представителей буржуазии;

– данный орган имеет законодательные функции, однако за монархом закрепляется право вето на принимаемые законы;

– монарху принадлежит право формировать правительство, которое несет перед ним ответственность.

В целом роль монарха при такой форме правления весьма значительна. Среди современных монархических государств дуалистическими монархиями являются, например, Иордания, Таиланд, Непал.

Следующий тип ограниченной монархии – парламентарная монархия. Суть данного типа можно выразить словами: "Король царствует, но не правит". Для данного типа монархии характерны следующие признаки:

– роль парламента значительна: он осуществляет законодательную власть и ему подчиняется правительство, которое формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах;

– парламент регулирует жизнь монарха;

– роль монарха – номинальная;

– правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность;

– акты монарха нуждаются в одобрении правительства или парламента ("контрассигнация");

– монарх является символом единства народа и страны.

Парламентарными монархиями являются Англия, Норвегия, Швеция и некоторые другие современные государства.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Республиканская форма правления исторически существовала в виде аристократической и демократической республик. В аристократической республике основная масса населения могла формально допускаться до участия в выборах высших органов государственной власти, однако народное собрание играло второстепенную роль, его деятельность направлялась магистратом или сенатом (например, Спарта в Древней Греции, Римская республика в V-IV вв. до н.э.).

Для современных демократических республик характерны следующие признаки:

– выборность органов государственной власти;

– срочность правления (на определенный срок);

– ответственность за принимаемые решения органов государственной власти и должностных лиц;

– законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности;

– принцип разделения властей.

Историческая практика государственного строительства сформировала различные типы республик. В частности, республики могут быть:

– президентскими;

– парламентскими;

– смешанными (парламентско-президентскими);

– суперпрезидентскими.

В табл. 2.1 сравниваются основные характеристики президентской и парламентской республик.

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика президентской и парламентской республик

Критерии сравнения

Президентская республика

Парламентская республика

Как избирается президент

Отдельно от парламента

Парламентом

Кем формируется правительство

Президентом, иногда с согласия парламента

Парламентом

Кто возглавляет правительство

Чаще – президент

Премьер-министр (ставленник партии, победившей на парламентских выборах)

Перед кем ответственно правительство

Перед президентом

Перед парламентом

Особенности

Верховенство власти парламента, который формирует исполнительную власть и осуществляет парламентский контроль над ее деятельностью. Президент не имеет права распустить парламент. Парламент имеет возможность начать процедуру импичмента

Политически слабый президент может распустить парламент, если тот в течение определенного срока не смог сформировать правительство. Парламент может вынести вотум недоверия правительству

Примеры

США, Сирия, Мексика, Бразилия, Венесуэла и др.

Австрия, Италия, Германия, Польша, Турция, Финляндия и др.

Республика может сочетать в себе черты президентской и парламентской, т.е. быть смешанной республикой. В частности, такого рода республику могут характеризовать следующие признаки:

– глава государства избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчетно;

– парламент вправе выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке решается президентом;

– президент имеет право роспуска парламента;

– министры не являются членами парламента;

– правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.

Иногда также выделяют суперпрезидентскую республику, для которой характерно:

– президент обладает исключительно сильной политической властью;

– судебные и законодательные органы являются слабыми и политически зависимыми от позиции президента;

– политический режим в таких странах – авторитарный или тоталитарный;

– существует культ личности президента;

– президент избирается на очень длительный срок или многократно переизбирается, или даже избирается пожизненно;

– такая республика похожа на дуалистическую монархию.

Примером такого рода республик может служить Туркменистан, в котором сложился культ власти Великого Туркменбаши Сапармулата Ниязова.