Лекция 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• понятия "форма государства", "форма государственного правления", "форма государственного устройства", "политический режим", их сущность;
• признаки и виды монархической и республиканской форм правления;
• признаки и виды федеративного и унитарного государств и межгосударственных объединений;
• признаки и виды политических режимов;
уметь
• использовать понятийный аппарат при характеристике структурных элементов формы государства;
• сравнивать различные виды форм правления, государственного устройства и политических режимов;
• использовать теоретические знания для анализа конкретноисторических форм современных государств;
владеть
• навыками определения формы правления, формы государственного устройства и политического режима конкретного государства;
• навыками сравнительного анализа различных форм правления, государственного устройства и политического режима.
Понятие формы государства
Понятие "форма государства" отражает построение организационно-функциональной структуры государства, порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, национально-государственную и административно-территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами, а также систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Структурно форма государства представляет собой совокупность трех основных элементов:
– форма государственного правления;
– форма государственного устройства;
– политический (государственный) режим.
Рассмотрим каждый из трех элементов формы государства.
Форма правления
Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Существуют две формы правления:
– монархия;
– республика.
Монархия {моно – один, арке – власть) – форма правления, при которой государственная власть пожизненно принадлежит одному лицу – монарху, получающему ее в порядке престолонаследия.
Монархии бывают абсолютными и ограниченными.
Для абсолютной монархии характерны следующие признаки:
– власть передается по наследству;
– бессрочность правления монарха;
– власть не производна от воли народа.
Абсолютная монархия характеризуется тем, что монарх –
единственный носитель суверенитета государства, глава государства и правительства, верховный главнокомандующий, верховный судья. Иногда монарх является и главой церкви (теократическая монархия). Современными абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Бруней, Оман.
Первым типом ограниченной монархии была монархия дуалистическая. Данный тип монархии характерен для эпохи перехода от феодализма к капитализму. В ее основе лежит компромисс между двумя эпохами, который заключается:
– в создании при монархе некоего органа (прообраза парламента), состоящего из двух палат. Верхняя палата назначается монархом из представителей дворянства, нижняя формируется выборным путем из представителей буржуазии;
– данный орган имеет законодательные функции, однако за монархом закрепляется право вето на принимаемые законы;
– монарху принадлежит право формировать правительство, которое несет перед ним ответственность.
В целом роль монарха при такой форме правления весьма значительна. Среди современных монархических государств дуалистическими монархиями являются, например, Иордания, Таиланд, Непал.
Следующий тип ограниченной монархии – парламентарная монархия. Суть данного типа можно выразить словами: "Король царствует, но не правит". Для данного типа монархии характерны следующие признаки:
– роль парламента значительна: он осуществляет законодательную власть и ему подчиняется правительство, которое формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах;
– парламент регулирует жизнь монарха;
– роль монарха – номинальная;
– правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность;
– акты монарха нуждаются в одобрении правительства или парламента ("контрассигнация");
– монарх является символом единства народа и страны.
Парламентарными монархиями являются Англия, Норвегия, Швеция и некоторые другие современные государства.
Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
Республиканская форма правления исторически существовала в виде аристократической и демократической республик. В аристократической республике основная масса населения могла формально допускаться до участия в выборах высших органов государственной власти, однако народное собрание играло второстепенную роль, его деятельность направлялась магистратом или сенатом (например, Спарта в Древней Греции, Римская республика в V-IV вв. до н.э.).
Для современных демократических республик характерны следующие признаки:
– выборность органов государственной власти;
– срочность правления (на определенный срок);
– ответственность за принимаемые решения органов государственной власти и должностных лиц;
– законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности;
– принцип разделения властей.
Историческая практика государственного строительства сформировала различные типы республик. В частности, республики могут быть:
– президентскими;
– парламентскими;
– смешанными (парламентско-президентскими);
– суперпрезидентскими.
В табл. 2.1 сравниваются основные характеристики президентской и парламентской республик.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика президентской и парламентской республик
Критерии сравнения |
Президентская республика |
Парламентская республика |
Как избирается президент |
Отдельно от парламента |
Парламентом |
Кем формируется правительство |
Президентом, иногда с согласия парламента |
Парламентом |
Кто возглавляет правительство |
Чаще – президент |
Премьер-министр (ставленник партии, победившей на парламентских выборах) |
Перед кем ответственно правительство |
Перед президентом |
Перед парламентом |
Особенности |
Верховенство власти парламента, который формирует исполнительную власть и осуществляет парламентский контроль над ее деятельностью. Президент не имеет права распустить парламент. Парламент имеет возможность начать процедуру импичмента |
Политически слабый президент может распустить парламент, если тот в течение определенного срока не смог сформировать правительство. Парламент может вынести вотум недоверия правительству |
Примеры |
США, Сирия, Мексика, Бразилия, Венесуэла и др. |
Австрия, Италия, Германия, Польша, Турция, Финляндия и др. |
Республика может сочетать в себе черты президентской и парламентской, т.е. быть смешанной республикой. В частности, такого рода республику могут характеризовать следующие признаки:
– глава государства избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчетно;
– парламент вправе выражать недоверие правительству, но вопрос об отставке решается президентом;
– президент имеет право роспуска парламента;
– министры не являются членами парламента;
– правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.
Иногда также выделяют суперпрезидентскую республику, для которой характерно:
– президент обладает исключительно сильной политической властью;
– судебные и законодательные органы являются слабыми и политически зависимыми от позиции президента;
– политический режим в таких странах – авторитарный или тоталитарный;
– существует культ личности президента;
– президент избирается на очень длительный срок или многократно переизбирается, или даже избирается пожизненно;
– такая республика похожа на дуалистическую монархию.
Примером такого рода республик может служить Туркменистан, в котором сложился культ власти Великого Туркменбаши Сапармулата Ниязова.