Лекция 3. Фонемы в потоке речи
Обычная речь представляет собой не просто последовательность изолированно произносимых звуков, а непрерывный звуковой поток, в котором звуки оказываются в различных положениях, различных сочетаниях друг с другом. Поэтому их изменяемость в таких условиях вполне естественна. Изменение звуков вызывается деятельностью произносительного аппарата, а именно тем, что работа одного произносительного органа накладывается на работу другого. Задержка нёбной занавески в опущенном положении (например, в слоге на) вызывает назализацию гласного в начальной фазе; округление и выпячивание губ уже при произнесении согласного в положении перед /о/ и /у/ означает их лабиализацию — [с°т°ул], [п°р°ок] в стул, прок. Так происходит образование обязательных (комбинаторных и позиционных) аллофонов. Следовательно, с артикуляционно-акустической точки зрения поток речи представляет непрерывную деятельность произносительного механизма, порождающую звучание; с лингвистической точки зрения поток речи — это процесс образования обязательных аллофонов. Для характеристики образования аллофонов в потоке речи иногда используется выражение "модификация фонем", т.е. их видоизменения.
Комбинаторные изменения представлены двумя разновидностями. Когда последующий звук подвергается воздействию предшествующего, изменение является прогрессивным (от лат. progressus — движение вперед), например появление у ударного гласного под влиянием мягкого согласного и-образного призвука в начальной фазе ([пр'иал]). Когда предшествующий звук подвергается воздействию последующего, изменение является регрессивным (от лат. regressus — движение назад), например лабиализация согласных перед /о, у/.
Позиционные аллофоны гласных представлены прежде всего ударными гласными ([рыба́к]) и безударными ([кула́к]). Менее существенны (для безударных аллофонов) различия гласных в позиции абсолютного начала ([арбу́с]) и абсолютного конца ([ры́бʌ]), а также гласных открытого слога (оканчивающегося гласным — [руда]), и закрытого слога (оканчивающегося согласным— [нос]).
Гласные фонемы под ударением
Современные исследования показывают, что гласные в акустико-артикуляторном отношении неоднородны на всем протяжении своего звучания. В ударном гласном можно различать три составных элемента: 1) характерный (стационарный) участок звучания, по которому гласный опознается как аллофон данной фонемы; 2) переход от предшествующего согласного к стационарному участку; 3) переход от стационарного участка к последующему согласному. Особенности переходных участков определяются прежде всего твердостью и мягкостью соседних согласных. На этом основании различаются четыре позиции гласных:
твердый согласный + гласный + твердый согласный;
твердый согласный + гласный + мягкий согласный;
мягкий согласный + гласный + твердый согласный;
мягкий согласный + гласный + мягкий согласный.
Под воздействием твердого согласного звучание гласного изменяется незначительно. Под воздействием мягкого гласный изменяется в гораздо большей степени. При переходе к гласному (3,4) последний приобретает в начальной фазе призвук [и], а при переходе к мягкому (2,4) [и]-образный элемент появляется в конечной фазе гласного. Гласные с подобными призвуками называются дифтонгоидами. Дифтонгоидность в конечной фазе всегда менее заметна, чем в начальной фазе. Дифтонгоидность (но не только на [и]) составляет характерную особенность русских гласных. В положении между мягкими дифтонгоидность возникает и в начале, и в конце гласного, затрагивая его стационарную часть. Последнее делает дифтонгоидность менее заметной. Гласные верхнего подъема /и, ы, у/ изменяются в потоке речи меньше, чем гласные среднего /о, э/ и нижнего подъема /а/. Звук /и/ является практически однородным на всем протяжении своего звучания: у него трудно выделить переходные участки. Гласные в абсолютном начале [август] и в абсолютном конце [куда] не испытывают влияния соответственно предшествующего и последующего согласного, что может быть условно приравнено к соседству с твердым согласным, оказывающим на гласный минимальное воздействие. Ясно, что указанные аллофоны гласных фонем под ударением относятся к типу комбинаторных.
Следует иметь в виду, что влиянием твердости и мягкости согласных их воздействие на гласные не ограничивается. Соседство с носовыми вызывают назализацию; соседство с /к, г, х, ш, ж, л/ — приподнимание задней части спинки языка к мягкому нёбу — веляризацию; при этом гласный отодвигается назад; соседство с переднеязычными зубными вызывает продвижение артикуляции гласного вперед. Как правило, прогрессивное влияние оказывается сильнее регрессивного.
С учетом начального и конечного положений ударного гласного четыре вышеуказанные позиции могут быть представлены в следующем виде. (Значками t и а обозначаются соответственно любой согласный и любой гласный.)
Позиция 1 (тип tat): a) tat— между твердыми согласными; б) at — в начале слова перед твердым; в) ta — в конце слова после твердого. Позиция 2 (тип tat'): а) tat'— между твердым и мягким; б) at' — в начале слова перед мягким. Позиция 3 (тип t'at): а) t'at — между мягким и твердым; б) t'a — в конце слова после мягкого. Позиция 4 (тип t'at'): а) t'at'— между мягкими. (В дальнейшем запись типа 3б будет означать позицию t'a: [шут'•а].)
Фонема /а/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1a — бал, шаг, рад, осада; 1б — арка, ад, астры, акт; 1в — сосна, игра, коса, дрожа. Это открытый нелабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда, нижнего подъема, несколько отодвинутый назад. Транскрипционное обозначение — [ас]. (Слова открытый и закрытый здесь и дальше используются для указания на соответственно более низкое и более высокое положение языка.)
Позиция 2: 2а — мать, плач, мазь, барин; 2б — альфа, ария, Аня, азимут. Под влиянием последующего мягкого средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а язык немного продвигается вперед. Возникает дифтоногоидность в конечной фазе. Транскрипция — [а•].
Позиция 3: 3а — час, пятый, ягода, гуляка; 3б — огня, дымя, рыча, моя. Под влиянием предшествующего мягкого язык еще больше продвигается вперед, а средняя часть спинки заметно поднимается к нёбу. Затем язык соскальзывает на более низкий уровень, как в позиции 1а. В итоге возникает явное дифтонгоидное начало на [и]. Транскрипция — [•а].
Позиция 4: 4а — прядь, чай, нырять, дядя. В окружении мягких [а] произносится при высоком подъеме языка, т.е. делается закрытым. Дифтонгоидность ощущается в меньшей степени, особенно в конце. Звук [а] становится похожим на открытое [э]. Транскрипция — [•а•].
Фонема /э/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1а — шеф, цех, эстет, фужер, нэп, гэс; 1б — этот, эра, эпос, Этна; 1в — в душе, драже, на конце, кафе. Произносится открытый нелабиализованный гласный переднего ряда среднего подъема. Транскрипция — [эс].
Позиция 2: 2а — цепь, жечь, дельта, шея, неужели; 2б — эти, экий, Эдик. Под влиянием последующего мягкого средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Гласный становится более закрытым и приобретает дифтонгоидность в конце. Транскрипция — [э•].
Позиция 3: 3а — лес, чех, бегать, карета, ехать; 3б — тебе, на плите, в уме, вполне. Под влиянием предшествующего мягкого [э] начинается призвуком [и]. Язык сначала занимает положение, характерное для [и], затем опускается до среднего уровня. Транскрипция — [•э].
Позиция 4: 4а — пень, чей, дельный, калечить. В окружении мягких [а] становится закрытым. Дифтонгоидность ощущается слабо. Транскрипция — [•э•].
Фонема /и/ не может стоять после твердых, т.е. в позициях 1а и 2а. Позиция 1: 1б — искра, издавна, идол, индекс, Ира. Произносится нелабиализованный гласный верхнего подъема переднего ряда. По сравнению с аллофонами в других позициях он может считаться открытым гласным. Транскрипция — [ис].
Позиция 2: 2б — имя, иней, именно, или. Под влиянием мягкого согласного [и] становится менее открытым. Транскрипция — [ц].
Позиция 3: 3а — клин, хитрый, чин, кибитка, кипа; 3б — бери, вдали, в степи, корабли, дни. Произносится практически такое же [и], как и в 2б. Транскрипция — [ы].
Позиция 4: 4а — нить, вить, гибель, синий, тащили. В окружении мягких согласных [и] становится гласным максимально высокого подъема, т.е. закрытым. Транскрипция — [и]. В силу того, что дифтонгоидность [и] выражена очень слабо, средствами используемой транскрипции показать ее не представляется возможным.
Фонема /у/ может выступать во всех позициях. Позиция 1: 1а — стук, дуб, штука, шутка, посуда; 16 — ум, ус, урна, удочка; 1в — сижу, в шкафу, внизу, какаду. Произносится довольно открытый лабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда верхнего подъема. Транскрипция — [ус].
Позиция 2: 2а — дуть, штучка, буржуй, пуля, трусить; 2б — уйма, узел, улица, усики. Под влиянием последующего мягкого согласного [у] делается несколько более передним. Средняя часть спинки языка приподнимается к нёбу, что делает его менее открытым. Конечная фаза характеризуется и-образной дифтонгоидностью. Транскрипция — [у•].
Позиция 3: 3а — рюмка, люк, нюхать, чудо, всюду; 3б — шучу, бью, коню, западню. Под влиянием предшествующего мягкого согласного [у] становится еще более передним. Передняя и средняя часть спинки языка приподнимаются к нёбу. Начальная фаза характеризуется дифтонгоидностью, только не на [и], а на соответствующий лабиализованный гласный переднего ряда [Y]. Транскрипция — [Yу].
Позиция 4: 4а — чуть, плюнь, тюбик, ключ, Люся. В окружении мягких [у] делается закрытым и в значительной мере передним. Дифтонгоидность на [•у•] и на [и] ощущается слабо. Транскрипция — [у].
Фонема /о/ может выступать во всех позициях.
Позиция 1: 1а — стол, кот, вор, грохот, болото; 1б — отпуск, около, ордер, охать, Омск; 1в— весло, бревно, свежо, темно. Произносится открытый лабиализованный гласный непереднего (заднего) ряда среднего подъема с явственныму-образным началом. В конечной фазе наблюдается ослабление губной артикуляции, т.е. делабиализация; поэтому [о] заканчивается элементом [л], сходным с [а] в безударном положении. Транскрипция — [уоЛ!!!].
Позиция 2: 2а — кровь, конь, пой, погоня, Коля; 2б — ось, озеро, Оля, опера. Под влиянием последующего мягкого [о] становится более передним и менее открытым; у-образная дифтонгоидность в начальной фазе сохраняется, в конечной появляется призвук [и]. Транскрипция— [уои].
Позиция 3: 3а — клён, ёжик, плётка, учёный; 3б — плечо, бельё, горячо, моё. Под влиянием предшествующего мягкого [о] становится еще более передним. Передняя и средняя часть спинки языка приподнимаются к нёбу. В начальной фазе звучит [YоÙ], в конечной наблюдается делабиализация. Транскрипция — [YоÙ].
Позиция 4: 4а — свечой, берёте, на берёзе, Лёня. В окружении мягких [о] произносится при высоком подъеме языка, становится закрытым и довольно передним гласным. Транскрипция — [YоИ].
Фонема /ы/ не сочетается с предшествующими мягкими (позиции 3 и 4). Позиция 1: 1а — сын, бык, шило, копыто, выход; 1б — ы (название буквы), ы́кающий, ы́канъе; 1в — тазы, держи, шалаши, ты. Произносится открытый нелабилиализованный гласный верхнего подъема непереднего (смешанного) ряда. Конечная фаза характеризуется и-образной дифтонгоидностью. Транскрипция — [ы].
Позиция 2: 2а — рысь, шить, пузырь, гусыня. (Для положения 26 примеров подобрать не удалось.) Под влиянием последующего мягкого [ы] становится несколько более передним и менее открытым. Им обусловлена и-образная дифтонгоидность в конечной фазе. Транскрипция — [ы•].
Обозначения рассмотренных аллофонов гласных фонем под ударением представлены в табл. 5.
Таблица 5. Аллофоны гласных фонем под ударением
Фонема/Позиция |
a |
э |
и |
у |
о |
ы |
1. tat, at, ta |
a |
э |
и |
у |
о |
ы |
2. tat', at' |
a• |
э• |
и |
у• |
о• |
ы• |
3. t'ot, t'a |
•a |
•э |
и |
•у |
•о |
- |
4 . t'at' |
•a• |
•э• |
и |
.у. |
•о• |
— |
Воздействие мягкого согласного на гласный состоит в том, что он, во-первых, придает гласному дифтонгоидность; во-вторых, делает его более закрытым и более передним. Закрытость и переднее образование возрастают от позиции 2 к позиции 4. При этом более передними становятся только [а, э, о, у, ы]. Во всех случаях прогрессивное воздействие согласного оказывается более существенным, чем регрессивное.