Фонд перераспределения земель
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских и личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создастся фонд перераспределения земель, сведения о котором должны быть общедоступными.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при: 1) добровольном отказе от участка, 2) если у владельца нет наследников, 3) при принудительном изъятии земельного участка. Ошибочным является представление о том, что неясность принадлежности земельного участка позволяет отнести его к фонду перераспределения земель.
В результате аварии на эксплуатируемом ответчиком магистральном газопроводе в урочище "Жировня" произошли взрыв и пожар, что повлекло за собой уничтожение плодородного слоя почвы и посева многолетних трав на площади 10,1 га. Из имеющихся в деле документов следует, что размер затрат, необходимых для восстановления пашни фонда перераспределения земель Кишертского района, исчислен в сумме 1 060 500 руб., размер затрат по восстановлению посевов многолетних трав – в сумме 66 357 руб. Исходя из этого истцом определена сумма заявленных исковых требований – 1 126 857 руб. 00 коп., которую он просит взыскать с ответчика.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств нахождения земельного участка в муниципальной собственности Кишертского района (ст. 19 ЗК) и в фонде перераспределения земель не имеется. Землеустроительная документация, свидетельствующая о принадлежности земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе фонда перераспределения земель, в деле отсутствует, как и доказательства составления землеустроительного проекта. Необходимость восстановления посевов многолетних трав и ее связь с аварией не подтверждена.
Вопреки доводам заявителя, выводы суда первой инстанции не противоречат принципу разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель (ст. 1 и 3 ЗК). Порядок возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель, предусмотрен земельным законодательством.
Оснований для применения ст. 11 ЗК у суда не имелось в связи с отсутствием доказательств нахождения земельного участка в муниципальной собственности. Нахождение земельного участка в границах муниципального образования само по себе не свидетельствует о наличии права муниципальной собственности на него. Ссылка заявителя на п. 1 ст. 1064 ГК также не может быть принята, поскольку отношения по возмещению вреда, причиненного ухудшением качества земель, регулируются земельным законодательством.