Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Основная доля средств на финансирование здравоохранения в Российской Федерации поступает из бюджетной системы, а также из системы обязательного медицинского страхования. Проведенная в 2010 г. реформа страховой модели финансирования медицины определила новые функции у субъектов и участников системы. Так, например, Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) был наделен статусом субъекта системы ОМС, и его роль определена в качестве страховщика.

Ключевыми задачами ФФОМС являются:

• аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы;

• выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления им средств на выполнение территориальных программ ОМС;

• финансирование национального проекта "Здоровье" (проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризация пребывающих в стационарах детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оплата "родовых сертификатов");

• организационно-методическая деятельность по обеспечению функционирования системы; сбор и анализ информации о системе ОМС; организация научно-исследовательской деятельности в области ОМС и др.

К доходам бюджета ФФОМС относятся: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения; недоимки по взносам, налоговым платежам; начисленные пени и штрафы; средства федерального бюджета; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством РФ. Расходы бюджета ФФОМС осуществляются в целях финансового обеспечения предоставления субвенций из бюджета фонда бюджетам территориальных фондов для финансирования территориальных программ ОМС, а также в целях выполнения функций органа управления фонда.

Для реализации системы ОМС па территориях субъектов РФ создаются территориальные фонды (ТФОМС) — некоммерческие организации, выполняющие отдельные полномочия страховщика (в части реализации территориальных программ ОМС в пределах базовой программы ОМС; в части установленных территориальными программами ОМС дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС). Для реализации своих полномочий территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.

Доходы ТФОМС формируются за счет: субвенций из бюджета ФФОМС; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета ФФОМС, платежей субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в пределах базовой программы ОМС; платежей субъектов РФ па финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС; доходов от размещения временно свободных средств; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета субъекта РФ; начисленных пеней и штрафов.

Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам ТФОМС, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других установленных показателей в области статистики здравоохранения. Субвенции носят целевой характер и предоставляются при условии соответствия в регионе объема бюджетных ассигнований на ОМС неработающего населения утвержденному размеру страхового взноса, и при условии перечисления в бюджет ФФОМС ежемесячно 1/12 годового объема бюджетных ассигнований на ОМС неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта РФ, в установленный срок. Так, в 2012 г. на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования ФОМС направил и регионы 641 млрд руб., и том числе из нормированного страхового запаса — 29 млрд руб., в 2013 г. в бюджете фонда на эти пели было предусмотрено 985 млрд руб. Для сравнения: в 2011 г. уровень финансового обеспечения базовой программы ОМС составлял 581 млрд руб.

Расходы бюджетов ТФОМС осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ ОМС; ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Из полученных средств ТФОМС предоставляет страховой медицинской организации (CMO) целевые средства в соответствии с заявкой исходя из количества застрахованных лиц и подушевых нормативов финансирования, которая в свою очередь по договору о финансовом обеспечении обязуется оплатить медицинским учреждениям помощь, оказанную застрахованным в рамках программы ОМС.

На сегодняшний день объемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации значительно меньше тех средств, которые выделяются на медицину в индустриальных странах. В то же время принятая в России страховая модель финансирования медицинской помощи является дорогостоящей. Так, ТФОМС и CMO используют часть поступающих средств на свое ОГЛАВЛЕНИЕ. Централизация средств в ФФОМС, разделение единого страхового процесса между ФФОМС, ТФОМС и CMO снижает эффективность системы, не исключает дублирование функции. Необходимо продолжать реформу системы ОМС.