Фома Аквинский, его экономические взгляды и учение о справедливой цене
Фома (Тома) Аквинский (конец 1225 или начало 1226–1274), теолог, философ-схоласт.
Он родился в Роккасекка, родовом замке близ Аквино. Фома принадлежал к знатному роду Неаполитанского королевства.
Он воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете.
Получив классическое образование, юноша принял решение вступить в доминиканский орден и посвятить себя духовному служению, вопреки протестам семьи. В 1245 г. Аквинат, как его часто называли, поступил в Парижский университет для изучения теологии, где его наставником был Альберт Великий. Вслед за учителем Фома отправился в Кельнский университет.
В 1252 г. возвратился в Париж, где стал магистром, а затем и доктором теологии. Он преподавал в Парижском университете. Позднее, следуя традиции ордена доминиканцев, он несколько лет странствовал по Европе, посетив все крупнейшие университеты.
Ватикан обратил внимание на научную деятельность Фомы Аквинского, и летом 1259 г. Фома возвратился в Италию, где являлся советником по богословским вопросам и "чтецом" при папской курии. Аквинат становится главным идеологом римско-католической церкви. Наиболее известными его трудами явились "Сумма истины католической веры против язычников" (ее называют еще "Суммой философии") и "Сумма теологии" (не окончена).
Фома скончался в цистерцианском монастыре в Фоссанова по пути в город Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. Аквината называли "ангельским доктором" (doctor angelicus). В 1323 г. он был причислен католической церковью к лику святых (канонизирован), в 1567 г. он был признан пятым отцом церкви. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII томизм был провозглашен официальным учением католической церкви.
Концепция Фомы Аквинского опирается на многие аристотелевские идеи, которые, однако, включены в христианские рамки. Фома "христианизировал" Аристотеля. Учение Фомы Аквинского – это синтез христианства и аристотелизма.
Формулируя свои экономические воззрения, философ концентрирует внимание на разделении труда. Фома видит в разделении труда естественное основание для сословной иерархии. В его представлении, один вид труда – физический (простой, черный, рабский), а другой – благородный (духовный).
Некоторые комментаторы томизма усматривали в таком обосновании влияние Аристотеля, который отождествлял физический труд с трудом рабским. Однако здесь дело в другом: Аквинат был идеологом феодального мира, где резко выражено деление общества на отдельные сословия – сословия господ и сословия подчиненных.
Важно запомнить!
Фома Аквинский пояснял, что деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям, а во-вторых, естественными причинами, определяющими склонность разных людей к различным профессиям. Таким образом, различия в труде влияют на достоинство человека, которое мыслитель связывает с тем или иным сословием, т.е. с занимаемым положением в обществе.
Богатство, по мнению Фомы, не содержит в себе ничего предосудительного. Необходимо лишь блюсти при этом некоторую умеренность.
В отличие от ранних церковных деятелей, усматривавших в частной собственности насилие и грабеж, Фома признавал частную собственность "пополнением" к естественному праву, вносимым "человеческим разумом". Подобно тому, отмечал Фома, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности дано нс природой, а человеческим разумом. Оно на нем покоится и в силу этого стало необходимым институтом человеческой жизни.
В своем учении о собственности Фома исходил из предпосылки, что прирожденное неравенство проявляется в обществе как имущественное неравенство. Рассматривая частную собственность как наказание за первородный грех, Фома вместе с тем считал, что в земной жизни человека она является законной и необходимой. По мнению мыслителя, собственность есть отношение человека к внешним вещам. Она состоит из двух элементов: управления и пользования. Причем функция управления – удел лишь немногих избранных. Она нс только почетна, но и требует знаний. Это означало, что разделение функций сеньора и крепостного является порядком, вытекающим из божественного провидения.
Фома полагал, что владение собственностью не противоречит "естественному закону", воле Бога, а является дополнением "естественного закона", изобретенным человеком. Исходя из этого Фома считал, что у неимущих нет оснований для недовольства, ибо владение, управление вещами существует лишь временно в короткой земной жизни. Пользование, являясь другой формой отношения человека к вещам, характеризуется Фомой как отрицание владения. Человек потребляет блага не как частные, а как общие, поэтому он должен делиться этими благами с другими соответственно их нуждам.
Мнение специалиста
Будучи апологетом частной собственности, Аквинат отступа.! от толкования богатства и бедности в Священном Писании. Так, он считал, что добродетельная жизнь состоит не в уходе от богатства. Богатый человек поступает справедливо даже тогда, когда он захватывает то, что было общим вначале, поскольку он предоставляет другим долю захваченных богатств. Вместе с тем эти высказывания уживаются у Фомы с прославлением бедности и осуждением богатства, которые традиционны для католицизма.
Как апологет феодальной собственности Фома требовал от государства охраны прав имущих от всякого на них посягательства. Фома считал смертным грехом покушение человека на благо, находящееся во временном управлении своего ближнего. Фома настаивал на беспощадной расправе светской власти с бунтовщиками, покушавшимися на собственность. В бунте он видел раскол между частями одного и того же целого народа, поэтому и считал его смертным грехом.
Фома рассматривал торговлю, исходя из понятия справедливости. Последнюю, в свою очередь, он определял как постоянное и твердое желание каждому делать лишь то, на что он имеет право. Базируясь на аристотелевском положении о товарном обмене, Аквинат при анализе торговли высказывался о необходимости разграничения дозволенного и недозволенного. Различие между дозволенной и недозволенной торговлей, по мнению Фомы, зависит от мотива, которым обусловливаются операции торговца.
Дозволенная торговля, согласно мыслителю, характеризуется стремлением не столько к получению прибыли (тем более неуклонному ее возрастанию), сколько к обеспечению себя и своей семьи посредством умеренного барыша, а также стремлением к обеспечению бедных необходимыми для жизни вещами. Дозволенной прежде всего можно считать торговлю, которая приносит барыш в качестве вознаграждения за труд торговца, затрачиваемый на ввоз в страну товаров, в которых действительно есть нужда. Во всех указанных случаях торговля заслуживает одобрения.
Если же единственным побуждением к торговой деятельности является стремление к наживе (прибыль является ее конечной целью), то такая торговля, по мнению Фомы Аквинского, – презренное, низкое занятие. Особенно это относится к товарообмену, где продавец, ничего нс изменив в вещи, перепродает ее по более высокой цене.
Мнение специалиста
Таким образом, Фома подчеркивал, что барыш, являясь целью торговли, сам по себе не противоречит добродетели. Злом является не барыш, а не знающее пределов стремление к нему.
Вместе с тем Аквинат считал возможным определять прибыль как вознаграждение за добавочный труд, если вещь была улучшена до ее перепродажи. По мнению философа, прибыль позволительно рассматривать в качестве прямой цели, если ее получение обусловлено какими-либо необходимыми или благородными мотивами. Он относился с безусловным осуждением к спекулятивной торговле, к стремлению наживаться на прибыли в результате искусного пользования колебаниями рынка.
Рассуждения мыслителя о торговле носят схоластический характер. Отдавая дань церковной догматике, отрицательно относившейся к торговле, Фома в соответствии с "духом времени" считал всякую торговлю, независимо от ее формальных целей, дозволенной. Он, конечно, понимал, что без стремления к барышу и неуклонному росту прибыли торговля немыслима. Попытка же философа провести грань между дозволенной и недозволенной торговлей оказалась несостоятельной.
О купле-продаже, по мнению Аквината, следовало высказываться двояко. С одной стороны, она введена ради общей пользы, поскольку один человек нуждается в вещи другого, и наоборот. Таким образом, купля-продажа для одного человека не должна быть более тягостной, чем для другого. Следовательно, между ними должен быть "установлен договор согласно равенству вещи". Количество блага, переходящее в пользование покупателя, измеряется его наличной ценой. Для этого была изобретена монета. Продавать дороже или покупать вещь дешевле, чем она стоит, само по себе непозволительно и несправедливо.
С другой стороны, при известных обстоятельствах купля-продажа может совершаться с пользой для одного лица и с ущербом для другого. В таком случае справедливая цена должна сообразоваться не только с продаваемой вещью, но и с убытком, который понес продавец от продажи. При этом позволительно продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.
Фома вслед за Аристотелем подчеркивал равенство обмениваемых товаров. Однако, в отличие от античного философа, он исходил из принципа "пользы", полагая, что обменивающиеся лица дают различную оценку товарам.
Следует отметить, что Аквинский вносил в понятие "справедливая цена" и сословные мотивы. Так, он считал, что при определении "справедливой цены" следует исходить из расходов продавца и присоединить к ним тот доход, который дает продавцу возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии Средневековья. Данный доход должен признаваться нормальным для лиц его ранга.
Важно запомнить!
Исходя из теории "справедливой цены", мыслитель развил и свою теорию денег. Исходя из того что цены (выражение товаров в деньгах) должны быть справедливы, ни продажа, ни купля не могут быть источником обогащения. Деньги должны лишь облегчать "справедливый обмен". Их роль исключительно подчиненная – самостоятельного бытия деньги не имеют и не могут иметь. Такое толкование денег диктовалось враждой к богатству в денежной форме. Ему противопоставлялось "потребляемое богатство", т.е. богатство светских и духовных правителей.
Фома утверждал, что взимать проценты при предоставлении денег взаймы само по себе несправедливо. Это значило бы продать то, чего в действительности не существует. Здесь нет равенства, а, следовательно, нет и справедливости.
Для обоснования своих воззрений на процент Фома проводил различие между потреблением вещи и пользованием ею. Он утверждал, что по отношению к таким благам, как вино, хлеб, пользование вещью нельзя отделить от самой вещи. Тот, кто приобретает пользование вещью, приобретает и самую вещь. При передаче вещей указанного рода передаются все права собственности на них, поэтому человек, продающий такого рода вещи отдельно от их пользования, либо продает вещь дважды, либо продает то, чего не существует. В данном случае нарушается справедливость, ибо предъявляется требование двойного вознаграждения: возвращения равного количества самого предмета и платы за пользование им. Таким образом, взимание процента, по мнению мыслителя, в данном случае недопустимо.
Философ анализирует и другой случай, когда пользование и потребление вещи можно отделить одно от другого. Например, это бывает, когда кто-нибудь переносит на другого право собственности на дом, но оставляет за собой право на известное пользование им, или наоборот. В данном случае не будет нарушена "справедливость", если будет оплачено пользование домом и, кроме того, по истечении определенного времени будет возвращен и сам дом. Таким образом, взимание процента, по мысли Фомы, в данном случае допустимо.
Возвращаясь к вопросу о взимании процентов при предоставлении денег взаймы, Фома Аквинский отталкивался от высказывания Аристотеля. Античный философ утверждал, что деньги изобретены для обмена, поэтому первый и главный результат пользования деньгами состоит в их потреблении или трате. Исходя из данного положения, Фома доказывал, что само по себе несправедливо получать помимо возвращения самых денег еще и плату за пользование ими.
Мнение специалиста
Однако хозяйственная деятельность духовенства и монастырей иллюстрировала, что церковь была самым крупным ростовщиком Средневековья. В то же время привилегированные сословия феодального общества пользовались услугами светских ростовщиков, которые выступали конкурентами церкви. Не считаться с "духом времени" было невозможно, поэтому схоластика в лице Фомы Аквинского шла на уступки в вопросе о проценте. Подобный дуализм христианская философия проявляла и в вопросе о торговле.
Фома не отрицал, что ростовщичество есть грех, что взимание процентов незаконно и т.д. Однако он искал выход и нашел своеобразную "лазейку". Согласно философу, процент можно брать в тех случаях, когда кредитор мог бы сам использовать деньги, но вместо этого он отдавал их в ссуду. Причем, отдавая деньги в ссуду, заимодавец подвергался некоторому риску. Следовательно, он должен был себя застраховать. Процент и является такой страховкой.
Фома отмечал, что в договор займа без греха можно включить оговорку о вознаграждении в случае ущерба, могущего возникнуть для заимодавца. Ибо это не означает продажу пользования деньгами (прибыль), а лишь избежание убытка. В этом случае Аквинат трактует процент как возмещение убытка, который может быть причинен кредитору. У философа находилась еще и другая "лазейка". Если должнику дана отсрочка, а он не платит вовремя, то он обязан возместить убыток, причиненный кредитору.
В заключение следует отметить, что Фома Аквинский квалифицируется современной наукой как один из ведущих представителей экономической мысли Средневековья, для которой характерно религиозно-этическое обоснование исследуемых явлений в контексте канонического учения.