Фольклор как художественная педагогика
У народов Севера, как и у многих других народов, передача народных традиций началась на заре развития человеческого общества, когда опыт и знания старших поколений стали осознанно применяться в воспитании подрастающих поколений. Большое значение всегда придавалось воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, трудолюбие, честность, уважение к старшим. Педагогическая мысль присутствовала во всей народной культуре: устном творчестве, живописи, бытовых традициях, обычаях, обрядах, сказках, песнях и танцах. Педагогические идеи и воспитательный опыт многих поколений включались в летописи, поучения и т.д. Они нашли отражение в изречениях, фольклоре, советах и наставлениях, прогрессивных народных традициях и обычаях воспитания молодежи, бережно передающихся из поколения в поколение.
Письменность у малочисленных народов Севера появилась сравнительно недавно. Поэтому так важно было для развития духовной жизни северян устное народное творчество. Фольклор, народная поэзия занимали значительное место в духовной жизни коренного населения Севера. Не находя выхода из тяжелой реальной жизни, люди в сказках, былинах, песнях выражали свои мечты, чувства и стремления.
Являясь важной частью народной культуры, фольклор в своеобразной художественной форме отражает жизнь и духовный облик народа, раскрывает определенные стороны быта и воззрения людей. На каждой стадии общественного развития фольклор имеет свои особенности. Так, на ранней стадии истории человечества устное поэтическое творчество предназначено было служить практическим целям и являлось энциклопедией народных знаний и опыта, сводом народных представлений о мироздании, природе, обществе, истории, в то же время оно остается тесно связанным с бытом народа и выражает его взгляды, идеалы и стремления.
В фольклоре с достаточной полнотой показаны семейные и социальные отношения, мировоззрение народа, и прежде всего религиозные верования и представления, которые запечатлены в песнях и заклинаниях, сопровождающих обряды, в мифах, легендах и преданиях. Народы Севера в фольклоре воплотили лучшие плоды духовной и нравственной культуры. При наличии многих общих черт в устном народном творчестве, каждая народность обладает своими отличительными особенностями и своеобразием. Фольклор каждого народа – это, прежде всего, искусство, он отражает уклад жизни и мировоззрение всего населения, самобытен и прекрасен своей непосредственностью. Своими корнями он уходит в глубокое прошлое и служит источником ценных сведений по истории и этнографии народов Севера.
Разнообразными жанрами представлено устное творчество народов Севера: мифами, былинами, сказками, песнями, преданиями, загадками, пословицами. В мифах люди объясняли в фантастической форме происхождение людей, животных, небесных светил и т.д., в них есть много пересечений с мотивами сказок. Кроме мифов и сказок народы Севера и Сибири создавали и монументальные полотна героического эпоса. Из произведений героического эпоса народов Севера и Сибири особую известность получили "Нюргун-Боотур стремительный" {якут.), "Гэсэр" (бурят.), "Маадай Кара" (алтай.) и др., в которых повествовали о любимых народных героях как о борцах за народное счастье и правду.
Среди населения Севера широко использовались песни свадебные, колыбельные, плясовые, лирические. Обычно они использовались на праздниках, а также во время каслания. Значительное место занимала песня-импровизация, связанная с природой родного края, с действиями охотника, рыбака и т.п. Но особое место в жизни северян занимали сказки, которые служили любимым развлечением и отдыхом.
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки, которые рассказывались на протяжении целых вечеров искусными сказителями. В сказках в фантастической форме отражается жизнь народа. В них показаны яркие картины жизни охотника, рыбака, оленевода; домашний быт, обряды и обычаи; фигурируют разнообразные элементы волшебства. Персонажами являются и животные, и обыкновенные люди, и богатыри-великаны, и добрые и злые духи. Но везде в них особо выделяется тема превосходства человека над другими силами, и во всех случаях побеждают правда и справедливость.
Устное народное творчество народов Севера на протяжении многих веков было одним из средств удовлетворения эстетических запросов. В нем отражались условия жизни и хозяйственной деятельности населения. В фольклор вложены чувства, мысли и переживания парода со всеми радостями и горестями, мечтами и верой в лучшую жизнь, в победу над стихийными силами природы.
Почти все народы Севера имеют богатые фольклорные традиции. Среди фольклора народов Севера богато и разнообразно представлено, например, устное народное творчество ненцев. Оно включает в себя мифы и мифологические рассказы, жертвенные молитвы и заговоры, обрядовую поэзию, шаманские песни и сказки, эпос, лирические песни, загадки и т.д. Особое место, как и у других северных народов, занимают сказки о животных, птицах, великанах, волшебные сказки, бытовые сказки, и во всех в них действующие лица очеловечены, ведут такой же образ жизни, как и люди. Во всех сказках отражены жизнь и быт человека, условия его жизни, мечты и чаяния, отношения к добру и злу, к окружающему миру. Люди в глубокой древности не проводили резкой грани между собой и миром животных и даже вели свой род от отдельных представителей животного мира. Отсюда и появились культы и почитания отдельных видов животных.
В устном народном творчестве ненцев значительное место занимали загадки, которые широко были распространены среди населения, и любили их все от малого до старого. Они различны по форме, развлекательны, поучительны, содержат в себе элемент познавательности. По своей тематике загадки разнообразны, и их объектом являются живая и неживая природа, орудия производства и предметы быта; определенное место отводится явлениям природы, но больше всего загадок о животных, об их повадках и образе жизни. В отдельную группу следует выделить загадки о человеке, его жилище и предметах домашнего обихода, а также о его труде.
1. Ненецкие загадки:
а) о явлениях природы, растительном и животном мире:
Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей.
(Солнце, луна, звезды)
Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет, несколько раз умирает.
(Луна догоняет солнце)
В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце но семь птенцов.
(Месяц, неделя, день)
Два братца в воду смотрят, никогда не упадут.
(Берега реки)
В небо уйти хотел, да на землю упал.
(Дым)
Коли в воду пустить – исчезнет.
(Соль)
Летом красным сукном одетая, на одной ножке стоит.
(Морошка)
Сквозь землю пролез, русскую шапку надел.
(Гриб)
Летом – меховые, зимой – берестяные.
(Рога оленя)
Летом серая, зимой белая.
(Куропатка)
Живой – глаза смотрят, умрет – глаза смотрят.
(Рыба)
Крылья есть – не летаю, ноги есть – не хожу, в небо не смотрю, звезд не считаю, от людей убегаю.
(Рыба)
б) о человеке:
Сухое озеро с травянистыми берегами.
(Глаз)
Двух братьев разделяет один хребет, а за всю жизнь они не встречаются.
(Глаза)
В безбрежном море дощечка плавает.
(Язык)
Дощечка толкает, косточки разрубают.
(Язык, зубы)
То один другого опередит, то второй его опередит, друг друга догнать не могут.
(Ноги)
Невидимо придет, невидимо уйдет.
(Сон)
в) о жилице и предметах домашнего обихода:
Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы.
(Зеркало)
Внизу молния сверкает, вверху остяки бормочут.
(Костер и кипящий котел)
Сам голый, а одежда за пазухой.
(Свечка)
Где сидел, там и черно.
(Дно котла)
г) о хозяйственной деятельности:
Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.
(Хорей)
Идет, идет, а следа не видно.
(Лодка)
Сто ног у него, сто голов у него, а за две нош ведут.
(Невод)
Богаты фольклорными традициями и эвенки. Эвенкийский фольклор специалистами классифицирован на следующие жанры: сказки о животных, волшебные, бытовые, детские и новые сказки; героические сказания или эпизоды из героического эпоса улгур; предания, песни, песня-пляска, песня-импровизация и припевы в улгурах, скороговорки, импровизация без слов во время исполнения песни-пляски, песня-импровизация; загадки; пословицы и поговорки; шаманское песнопение; заговоры, заклинания. Широко были распространены у эвенков космогонические предания о сотворении мира, о происхождении планет, грома, дождя, животных и т.д.
Большой материал имеется и об эвенкийских приметах, пословицах и поговорках, основанных на практическом знании природы.
Приметы:
Сильный весенний ветер помогает таять снегу.
Животные и птицы при спасении ищут защиты у человека.
Мошки в тесную одежду набирается больше.
Перед дождем травой пахнет.
Если солнце в мороке взошло, хороший день будет.
Собака траву ест – дождь будет.
Утром перед дождем росы и тумана не бывает.
Кукушка кукует – дети начинают купаться.
Собака росомаху никогда не поборет.
Если будет много грибов, белки будет больше.
Воют собаки – волк близко.
Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет.
В глубоком снегу никогда не замерзнешь.
Устав, не ложись на снег. Замерзнешь.
Пословицы и поговорки:
Не тот хорош, кто красивый, а тот хорош, кто в работе хороший.
Одна мысль хороша, а две лучше.
Меньше языком болтай, удалее работай.
Труд труженика боится.
Мать дает жизнь, а годы мудрость.
Смерть сильна, но не сильнее жизни.
Не та удача, что легко удается.
Два раза цветок не растет.
Без времени и лист не упадет, а придет оно и скала разрушится.
Птица тоже далеко летает, да старого гнезда не забывает.
Молодость, что грозовой дождь быстро проходит.
В фольклоре чукчей, коряков и эскимосов, как и у других народов Севера, большое место занимают сказки о животных как особый и очень древний жанр, где особенно отчетливо проявилась общность мифологической основы многих сюжетов.
Сказки народов Севера о животных разнообразны и по своему содержанию приближаются к другим жанрам фольклора: к космогоническим преданиям, волшебным сказкам, героическим сказаниям. Это связано с тем, что животный мир был основным источником жизни, главной частью окружающей человека полярной природы. Волк и медведь у северян выступают как носители большой силы, заяц как ловкий и сообразительный герой, который обычно становится победителем в состязаниях и т.д. Вместе с тем, в содержании сказок заложены черты окружающей действительности, элементы практического житейского поучения. Нередко рассказ в них подается как сцепка из жизни, обогащенная метафорами, но в то же время есть много общего в мифологии древних полярных охотников, что является результатом общности трудовой психологии; существует близость и многих сказочных сюжетов в устном народном творчестве коренных народностей Чукотки и Камчатки.
В фольклоре чукчей, коряков и эскимосов особое место занимает миф о Вороне Кутхе, создателе и устроителе мира. Ворон в сказках выступает в основном в наиболее положительном плане, иногда как мудрый наставник и добрый помощник. У народностей Северо-Восточной Азии ворону посвящали даже специальные танцы и песни, например, есть эскимосский танец "Ворон". В фольклоре народностей чукотско-камчатского региона ворон Кутх выступает и как творец вселенной, и как главный персонаж волшебно-мифических и животных сказок, который добывает солнце, луну и звезды, клювом продалбливает небесную твердь, чтобы взошла заря.
Искусство народов Севера отличается ярко выраженным национальным характером и охватывает все стороны как духовной, так и материальной культуры, куда входит и декоративно-прикладное искусство. К декоративно-прикладному искусству относятся произведения и изделия, имеющие утилитарное значение и в то же время отличаюющиеся высокими художественными качествами. Для произведений народного искусства характерными чертами являются ясность художественного языка, органическая связь утилитарного и художественного начал. Северяне с давних пор удивляли путешественников не только своеобразными практичными и удобными для сурового края тундры и тайги орудиями труда, жилищами, средствами передвижения, но и предметами искусства, отличающимися красотой, изяществом, богатством красок, мастерством художественного исполнения, умелым использованием цветных оттенков моха в сочетании с отделкой из яркого сукна, бисера и т.д. Они изготавливали различные бытовые предметы из бересты, моржовой кости, оленьей кожи, широко использовали дерево.
Самобытность и своеобразие декоративно-прикладного искусства северных народов определяется всем комплексом жизненных условий, а также особенностью их мировоззрения и художественных традиций.
Лаконизм форм, четкий геометрический орнамент, строящийся из простых линий, треугольников, ромбов, образующих гармонические композиции, являются свидетельством высоких художественных традиций северного декоративного искусства. Наиболее ярко проявлялось своеобразие искусства коренного населения Севера, как уже отмечалось, в изделиях из меха, кожи и сукна, которые выполнялись с большим вкусом, были оригинальны по форме, приемам и композиции, отличались тщательной, тонкой отделкой, самобытностью, изяществом и простотой. Узорами меховой мозаики многие северяне (ханты, манси, ненцы) украшали одежду, обувь, головные уборы, некоторые бытовые предметы. Эти узоры богаты и разнообразны, редко повторяются.
Навыки изобразительного искусства (вышивка, аппликация, резьба по кости и дереву, художественное плетение, гравировка, скульптура) приобретались с раннего детства. Этими ремеслами занимались практически все, но все же выделялись талантливые мастера, искусные резчики, скульпторы, вышивальщицы, которые навыки передавали из поколения в поколение. Широко использовался в работе бисер, которым украшали головные уборы, пояса, оленью упряжь, детские колыбели, сумки, обувь. Причем для каждого вида изделий существовали свои типы орнаментальных композиций. Именно в художественной обработке местных природных материалов, продуктов охоты ярко проявился талант народа, наиболее полное выражение нашли национальное самосознание, национальное достоинство и самобытность.
Искусство народов Севера трудно представить без танцев, которые отражают важную сторону жизни человеческого общества, они обогащают духовный мир человека, развивают его эстетические вкусы и способствуют формированию гармонической личности. Танцевальное искусство является частью духовной культуры людей и занимает важное место в их жизни. В своих танцах они показывают будничный труд, передают повадки птиц, животных и охоту на них. Фольклорный танец является отражением различных воззрений народа и служит источником для изучения его материальной и духовной культуры.
Традиционные танцы народов Севера отличаются импровизацией и наличием большого числа пантомимических элементов, особенно это относится к танцам шаманских камланий. Широко распространены на Севере танцы медвежьего праздника, танцы других праздников и обрядов.
Танцы народов Севера имеют свою древнюю историю. Они отличаются музыкальностью и пластичностью. Но особое место в танцевальном искусстве северных народов занимает импровизация, которая широко распространена практически среди всего населения Севера. Не меньшее распространение имело пластическое изображение песни и сказки, наиболее синтетическим жанром была сказка, где объединяются в единое целое рассказ, пение и танец. Среди всех малочисленных народов Севера сказка имела наиболее широкое распространение, выделялись даже специальные, наиболее одаренные сказочники, которые владели искусством и рассказа, и танца, показа отдельных сюжетов импровизации.
Некоторые танцы у народов Севера связаны с разными ритуальными отправлениями, которые могут быть исполнены в любое время по желанию собравшихся для какой-то цели людей. Эти танцы отличаются массовостью, пластичностью, многие из них связаны с изображением сюжета сказок и песен. Есть танцы и бытовые, как-то у чукчей праздник "Благодарения", "Осенний", "Обмена подарками" и др.; у эскимосов "Праздник кита", "Праздник песца" и т.д. Но для всех танцев характерны импровизация, пантомима, имитация и т.п.
Следует подчеркнуть, что традиционная культура малочисленных народов Севера является уникальным духовным опытом и включает в себя богатейшие интеллектуальные и нравственно-эстетические силы. Преемственность поколений, обеспечиваемая народной педагогикой, является необходимым условием социального прогресса, где общественное отношение и требуемые духовные качества находятся в непрерывной связи, проникая во все сферы сознания и деятельности человека.
В связи с тем, что при рассмотрении фольклора народов Севера мы в основном останавливались на его малых формах, при анализе фольклора народов Сибири считаем необходимым обратиться к большим формам – героическому эпосу, широко представленному у указанных народов. Сюда относятся якутское олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", бурятское героическое сказание "Гэсэр", алтайский героический эпос "Маадай-Кара" и др.