Флоренция и возникновение нового типа организации производства
Напротив, в главном городе Тосканы – Флоренции – пополаны одержали победу и "Установлением справедливости" (1293 г.) лишили грандов (знать) гражданских прав в городе. Но в изгнание был отправлен не только великий поэт, гранд Данте Алигьери, но и автор "Установления справедливости" Джано делла Балла. Он был неудобен тем, кто захватил власть – представителям главных цехов: производителей сукон, шелка и меховых изделий, а также медиков (на самом деле торговавших лечебными и косметическими пряностями), нотариусов и менял. Это был разбогатевший слой "толстого народа", из него вышли дельцы-карьеристы, ворочавшие крупными капиталами и вершившие судьбы родного города (а потом и не только его).
Флоренция выросла на покрытых плодовыми и вечнозелеными деревьями холмистых берегах реки Арно – благодатной для своей долины, но несудоходной. С разгромом грандов население сельской округи города было раскрепощено, но земли не получило: ее захватил толстый народ. Часть поселян превратилась в арендаторов земель за половину урожая (половников), другая – в городских бедняков и оборванцев ("чомпи"), наемных рабочих.
Не имея прямого доступа к морской торговле, флорентийцы сделали ставку на мастерство в сукноделии и использовали возможности маршрутов через альпийские перевалы, чтобы на северо-западе Европы закупать необходимое сырье (шерсть). Наличие массы бедноты позволило местным предпринимателям из "толстого народа" организовать предприятия нового типа – с крупным производством, разделенным на мелкие операции и вовлекающим в изготовление тканей десятки и сотни человек.
Это организационное нововведение принесли во Флоренцию в середине XIII в. монахи ("братья") нового ордена гумилиатов (дословно – "униженные", "смиренные"). Они считали, что каждый должен кормиться плодами рук своих и не преследовали цели коммерческой выгоды. Однако флорентийцы из "толстого народа" быстро смекнули, что детализация трудового процесса на множество простых последовательных операций снимет ограничения масштаба, присущие цеховому ремеслу, и начали за небольшую плату нанимать бедняков из "тощего народа" и просто оборванцев ("чомпи") в крупные ткацкие мастерские.
Предприятия нового типа обогащали хозяев, делая их магнатами нового типа – банковско-промышленными, активными на шампанских ярмарках, а позднее на торгах в Брюгге. Более всего преуспело семейство Медичи, выходцев из цеха медиков (откуда и фамилия Medici). Вложения в производство одежды – шерстяной (наиболее обеспеченной сырьем), шелковой, меховой – были наиболее доходными, поскольку продукция была долгосохранной и имела широкий отдаленный сбыт. Поэтому понятие инвестиции (от итал. investio – "одеваю") закрепилось за вложением денег в какое-либо предприятие с целью извлечения прибыли.
Каноническое право и понятие капитала
Рост дальней торговли, приумножение денежных состояний купцов, распространение погони за прибылью и роскошью создавали на Западе новую повседневность, все более противоречившую христианским канонам. Каноны признавали только два рода хозяйства – сельское (cultura) и ремесленное (artificium), были подозрительны к торговле (mercatura, negotiation) как деятельности, опасной для души, и враждебны ростовщичеству (usura) как занятию явно греховному.
Но благодаря первому западнохристианскому университету, возникшему в вольном городе Болонье (из состава Ломбардской Лиги), сформировалась школа юристов, или легистов (от лат. legus – "закон"), систематизировавших правовые нормы католической церкви в устройстве ее учреждений и регулировании отношений в обществе – каноническом праве. Законоведение Болонской школы осуществило рецепцию римского права (от лат. receptio – "прием", "усвоение") и дало западным дельцам юридические основы для четкого определения прав собственности, заключения торговых контрактов и контроля над их исполнением, судебного разрешения имущественных конфликтов. А рвение новых католических орденов доминиканцев и францисканцев, на которых папство возложило осуществление святой инквизиции, учрежденной для борьбы с ересями (1215 г.), было обращено не только на преследование еретиков, но и на разработку доктрин, примиряющих каноническое право и коммерческую повседневность.
Францисканцы и доминиканцы составили профессуру новых университетов: Сорбонны в Париже, Оксфордского, Тулузского, Неаполитанского, Саламанкского. Эти профессора занимались, в отличие от Болонской школы, не только юридическими вопросами, но и логической стороной католического вероучения в целом – схоластикой.
Первую схоластическую "Сумму теологии" составил в Сорбонне уроженец Англии францисканец Александр Гэльский (1185–1245 гг.). Он коснулся и вопроса о кредите. И признал правомерным два случая взимания процентов: 1) пеню (от лат. poena – "наказание"), если заемщик не вернул долг, взятый на условленный срок, и 2) возмещение упущенной выгоды – требование кредитором вознаграждения за заем под тем предлогом, что он мог бы вместо ссуды поместить свои деньги в доходное предприятие. Автор другой, более знаменитой "Суммы теологии", итальянский доминиканец Фома Аквинский (1225–1274 гг.) отвергал процент как возмещение упущенной выгоды. Но и Фома считал полностью оправданным итальянскую практику получения прибыли за ссуду трактаторам, поскольку в этом случае хозяин денег, хотя и не вкладывал своего труда в торговое предприятие, нес риск их потерять и заслуживал за этот риск денежного вознаграждения.
Трактовка "вознаграждения за риск" открывала широкие возможности для обхода канонических запретов на взимание процента, в том числе для оправдания принудительных займов, к которым вынуждали своих граждан власти Венеции, Генуи и Флоренции, обещая выплачивать проценты. Такое "вознаграждение народа" францисканцы оправдывали как разновидность пени. Они также отстаивали за собой право взимать небольшой процент с мелких благотворительных займов бедному населению, аргументируя это необходимостью расходов на кассы.
Контроль над системой государственного долга в Генуе, а также управление Корсикой и генуэзскими колониями в Причерноморье, взял на себя Банк св. Георгия (основан в 1407 г.), – первый публичный коммерческий банк.