Физические лица

Вторая группа субъектов административно-процессуальных отношений – физические лица, не обладающие властными полномочиями в административном процессе. Среди них выделяются граждане Российской Федерации, статус которых определен Конституцией РФ и федеральными законами.

Рис. 1.7. Органы публичной власти и их должностные лица как субъекты административно-юрисдикционных отношений

Как субъекты административно-процедурных отношений граждане Российской Федерации являются участниками процесса рассмотрения предложений и заявлений в органах публичной власти, участниками административных процедур в сфере лицензирования, государственной регистрации и др. Граждане могут иметь специальный статус: в качестве индивидуального предпринимателя, собственника недвижимости, в качестве лица, обладающего специальным правом в рамках разрешительной системы (право на управление транспортным средством, право на охоту, право на приобретение, хранение и ношение оружия и патронов к нему и др.).

В административно-юрисдикционном процессе гражданин Российской Федерации участвует в административно-процессуальных отношениях в качестве лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности, в качестве лица, подавшего жалобу на незаконное решение или действие органа публичной власти или должностного лица, а также в качестве потерпевшего, лица, способствующего объективному рассмотрению административного конфликта и принятию обоснованного и справедливого решения по делу (свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, защитник).

В сфере административного судопроизводства гражданин является стороной административно-процессуальных отношений и чаще всего выступает в качестве заявителя, оспаривающего решения, действия или бездействие органов публичной власти и их должностных лиц.

Специальные процессуальные гарантии прав граждан установлены законодательством в отношении несовершеннолетних, а также военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Административно-процессуальные гарантии прав граждан Российской Федерации в равной мере распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ указанные лица пользуются в России правами и несут обязанности наряду с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ. Эта позиция в полной мере касается прав иностранных граждан или лиц без гражданства как субъектов административно-процессуальных отношений.

Коммерческие и некоммерческие организации

Третью группу участников административно-процессуальных отношений составляют коллективные субъекты – коммерческие и некоммерческие организации, имеющие значительный объем административно-процессуальных прав и обязанностей во всех видах административного процесса, в том числе в административном судопроизводстве.

Обобщая изложенную выше информацию, субъектов административно-процессуальных отношений с учетом их роли можно подразделить на две группы: 1) субъекты, уполномоченные разрешать дело, и 2) субъекты, выступающие в качестве сторон дела, подлежащего разрешению (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Роль субъектов административно-процессуальных отношений

Таким образом, число лиц, участвующих в административном процессе по конкретному делу, значительно больше, чем в административно-правовых отношениях материального содержания, применение которых сопровождается процессуальными нормами.

Субъекты административно-процессуальных отношений выполняют различные функции, связанные с объемом их прав и обязанностей как субъектов административного процесса.

Например, гражданин, подавая жалобу на акт, нарушающий его законные интересы, выступает в качестве стороны, инициирующей процесс.

Должностное лицо, выступая инициатором привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности, представляет интересы нанимателя – государства.

Между участниками административно-процессуальных отношений устанавливаются конкретные формы связи: стороны имеют горизонтальные связи друг с другом, основанные на принципе равенства их процессуальных прав, и вертикальную связь с субъектом публичной власти (юрисдикции), обладающим правом решить в соответствии с законом данное индивидуальное дело (удовлетворить заявление или запрос, решить вопрос об оказании публичной услуги; принять меры по жалобе; возбудить производство по делу об административном правонарушении и т.п.) (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Взаимодействие участников административно-процессуальных отношений

Следует учитывать, что административный процесс представляет собой сложный комплекс административно-процессуальных отношений, элементами которых являются также процессуальные права и обязанности сторон правоотношения, права и обязанности иных участников процесса (свидетелей, экспертов, переводчиков и др.).

Во всех случаях действуют также определенные процессуальные гарантии прав граждан, должностных лиц и иных участников административного процесса. Многие их них вытекают из гарантий, предоставленных участникам материально-правовых отношений. Однако государство создает специальный механизм гарантий прав участников административного процесса, особо выделяя эти гарантии для лиц, не располагающих в материально-правовых отношениях властными полномочиями.

Основной гарантией в данном случае является судебная защита, т.е. право субъекта административно-процессуальных отношений оспорить (обжаловать) в судебном порядке принятое органом публичной власти решение по индивидуальному делу, в том числе в связи с грубым нарушением процессуальных прав подателя жалобы. Причем в сфере административного судопроизводства предусмотрены апелляционный, кассационный и надзорный порядок рассмотрения жалоб. В сфере административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях ныне также действуют апелляционное, кассационное и надзорное производства.

Важной гарантией обеспечения прав участников административного процесса является прокурорский надзор за соблюдением процессуальных правил (сроков рассмотрения дел, обеспечения доказательств, рассмотрения ходатайств, выполнения требований к составлению и содержанию юридических документов, сопровождающих процесс, и т.п.).

Не меньшее значение имеют над ведомственный и ведомственный контроль в рамках системы органов государственного управления и муниципального управления.

Особое место занимает президентский контроль, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Контрольные полномочия Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и через подведомственные ему органы и должностных лиц – Администрацию Президента РФ, полномочных представителей в федеральных округах. В составе Администрации Президента РФ созданы Контрольное управление, управления по обеспечению конституционных прав граждан, по работе с обращениями граждан и организаций, по вопросам противодействия коррупции. При Президенте РФ действует Совет по развитию гражданского общества и правам человека.

В настоящее время возрастает роль общественных институтов, представляющих интересы гражданского общества, по контролю за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рис. 1.10). Так, активно работают Общественная палата Российской Федерации, деятельность которой регламентируется Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-Φ3 "Об Общественной палате Российской Федерации", региональные общественные палаты, общественные советы при государственных органах.

Рис. 1.10. Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

Особым статусом обладают Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, в сфере защиты интересов бизнеса, действующие как в общегосударственном масштабе, так и в субъектах РФ. Их процессуальные отношения с органами публичной власти в целях контроля за соблюдением конституционных прав граждан урегулированы соответственно Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФЗ, указами Президента РФ, законами субъектов РФ.

Таким образом, в процессе применения норм материального административного права может возникнуть множество административно-процедурных, административно-юрисдикционных отношений и отношений в сфере административного судопроизводства, связанных с регулированием административно-процессуальными нормами порядка разрешения определенных видов дел, вытекающих из публично-правовых отношений. При этом особенности административно-процессуальных отношений во многом зависят от назначения производства, относящегося к конкретному виду административного процесса.