Фирмы и предприятия, их классификация
Фирма – это экономически самостоятельный агент (хозяйствующий субъект, как говорят юристы), а предприятие (enteipii.se) – это производственная единица, которой владеет фирма.
В экономической теории принимается допущение, что фирма и предприятие – это одно и то же. В большинстве случаев, особенно у малых и средних фирм, это так, и поэтому оба термина часто взаимозаменяемы. Старый русский термин "дело" или современный термин "бизнес" прилагают как к фирмам, так и к предприятиям.
Но у крупных фирм бывает не одно предприятие, причем нередко в разных отраслях. Поэтому статистика производства товаров и услуг анализирует предприятия (а в случае предприятий с разнородной продукцией – их подразделения) по выпуску однородной продукции, что позволяет учитывать производство продукции по видам экономической деятельности.
С организационно-правовой точки зрения в России существуют следующие основные разновидности фирм: предприниматель без образования юридического лица, товарищество, производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие (см. 14.2).
Распространена и классификация фирм по размерам. Размеры фирмы определяются прежде всего стоимостью ее активов и объемом выпускаемой продукции (чаще в стоимостном выражении), реже – размером прибыли. Так, в 2011 г. чистая стоимость активов (т.е. за вычетом обязательств) крупнейшей российской фирмы "Газпром" равнялась 7540 млрд руб., стоимость произведенной ею продукции (объема реализации) составила 3534 млрд руб., а прибыль от продаж достигла 1682 млрд руб., в том числе чистая прибыль (т.е. после вычета налогов) – 1001 млрд руб., в результате чего рентабельность активов была 9,24%.
Диверсификация производства, сбыта и активов
Фирмы можно классифицировать по-разному: по организационно-правовым формам и размерам (см. 14.2), а также по их отраслевой принадлежности, однако многие из них производят продукцию сразу нескольких видов, особенно фирмы с не одним предприятием. Это происходит вследствие диверсификации.
Диверсификация – это многозначный термин, который охватывает расширение ассортимента продукции фирмы (предприятия), переориентацию и (или) увеличение числа рынков сбыта этой продукции, а также распределение активов фирмы между различными объектам и собственности.
Расширение ассортимента продукции на предприятии происходит в основном за счет роста числа модификаций одной и той же продукции (например, за счет роста модельного ряда выпускаемых легковых автомобилей), что позволяет предприятию лучше приспосабливаться к конкуренции. Другой причиной может быть технология: например, добыча нефти часто сопровождается добычей попутного газа, и наоборот. В рамках предприятия все это в основном родственная продукция, принадлежащая к одному или близким видам, но в рамках фирмы диверсификация продукции может быть намного шире. Чаще к ней прибегают крупные фирмы, обладающие не одним предприятием, что позволяет им выпускать разнородную продукцию. Для них главными мотивами широкой диверсификации являются возможность распределить (диверсифицировать) риск за счет выпуска разнородной продукции, а также возможность в будущем переориентировать производство на более перспективную продукцию.
Естественно, что диверсификация продукции влечет за собой диверсификацию рынков сбыта. Но к диверсификации рынков ради распределения риска прибегают и фирмы с относительно однородной продукцией: примером может быть опять же "Газпром", увеличивающий долю азиатских стран среди своих зарубежных покупателей, где доминируют европейские страны.
Наконец, диверсификация может быть и в форме распределения активов между разными объектами собственности. Фирма, выпускающая на этой основе большой ассортимент разнородной продукции, называется конгломератом, хотя чаще это объединение фирм во главе с головной фирмой – холдингом, который владеет контрольным пакетом уставного капитала аффилированных фирм, именуемых зависимыми (если контрольный пакет в руках головной фирмы составляет не менее 20%) или дочерними (если головной фирме принадлежит не менее 50% уставного капитала).