Финансы социального страхования

Модели, схемы и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками являются по своей сути механизмами достижения баланса интересов основных субъектов правоотношений в сфере труда, способами воздействия на их мотивационные установки, а также показателями эффективности финансовых систем сбора и распределения страховых ресурсов.

В связи с этим принципиально важным вопросом является обоснование и достижение оптимальных соотношений:

— объемов зарабатываемых страховых прав и финансовых ресурсов по их обеспечению;

- текущей и резервируемой частей заработной платы с тем, чтобы страховая нагрузка не приводила к неоправданному снижению текущих доходов работников и их покупательной способности.

Устоявшейся практикой в большинстве развитых стран является совместное участие в финансировании социального страхования работодателей и работников и достаточно высокая совокупная составляющая их платежей (в отдельных случаях до 40 и более процентов от размеров оплаты труда), что характерно для многих европейских стран.

Классической финансовой моделью распределения страховой нагрузки на паритетной основе является система социального страхования ФРГ, которая приведена в табл. 12.3.

Таблица 12.3. Финансовая модель социального страхования в ФРГ

Вид социального страхования

Размеры страховых тарифов, % от оплаты труда

взносы работодателей

взносы работников

взносы государства

Всего

Пенсионное

9

9

18

Медицинское

7

7

1 і

По безработице

3

3

6

От несчастных случаев на производстве

0,6-16,5

средний тариф 1,3

1,3

По уходу (долговременное заболевание)

0,9

0,8

0,9

2,7

Итого

21,2

19,8

0,9

41,8

Существующая практика распределения страховой нагрузки в европейских странах свидетельствует о следующей устоявшейся "усредненной" пропорции: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 на работников, в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального страхования (табл. 12.4).

Таблица 12.4. Распределение нагрузки по социальному страхованию в отдельных странах Европейского союза и России

Страна

Страховые взносы, % от заработной платы

Верхняя граница заработной платы, выше которой страховые взносы не взимаются

Работодатели

Работники

Всего

Австрия

25,1

17,2

42,3

3,0 тыс. евро в месяц

Германия

21,2

19,8

41.0

51,0 тыс. евро в год

Греция

28,2

15,4

43,6

отсутствует

Италия

35,1

9,5

44,6

20,5 тыс. евро (для медицинского страхования)

Нидерланды

29,4

25,6

55,0

37,7 тыс. евро в год (для страхования инвалидности

Франция

33,9

15,5

49,4

25,6 тыс. евро в год

Россия

26,0

-

26,0

регрессивная шкала

В России, в силу исторических причин, страховую нагрузку несут исключительно работодатели (табл. 12.5), что порождает деформации в общественном сознании по поводу самого предмета социального страхования, а также приводит к искажению ролевых обязанностей работников и работодателей.

Таблица 12.5. Финансовая модель социального страхования в России

Вид социального страхования

Размеры страховых тарифов, % от оплаты труда

Взносы работодателей

Взносы работников

Взносы государства

Всего

Пенсионное

20,0

20,!)

Медицинское

2.8

2,8

Социальное (временной утраты трудоспособности)

3,2

3,2

От несчастных случаев на производстве

0,2-8,5 Средний тариф — 0,9

0,9

Итого

26,2-34,5

26,9

В России с 2010 г. применяется "верхняя планка" заработной платы в размере 415 тыс. руб. в год, выше которой страховые взносы не взимаются.

Правовые аспекты организации социального страхования

Право социального страхования — это отрасль права социального обеспечения. Она носит характер конституционного и публичного права. Основные положения предмета права социального страхования определены в ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", соответственно с которыми обязательное социальное страхование относится к государственной системе социальной защиты населения, а к его характерным чертам — страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения.

В предмет своего ведения право социального страхования включает:

- отношения по социальной защите застрахованных работающих граждан, возникающие между ними, работодателями, страховыми организациями и государственными органами;

- отношения по сбору и распределению финансовых ресурсов социального страхования между субъектами правоотношений;

- процедурные и процессуальные регулятивные отношения по установлению прав и обязанностей субъектов социального страхования, например, установление порядка определения страхового стажа и его подсчета, исчисления размеров пенсий и пособий в случаях инвалидности и потери кормильца.

По содержанию страховые правоотношения в системе социального страхования являются многосторонними, участники которых соединены комплексом единых обязанностей, а также вытекающих из них прав и гарантий: застрахованные обязаны трудиться, страхователи — вносить страховые взносы, страховщики — выплачивать пенсии и пособия, государство — разрабатывать законы и следить за их исполнением.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируются с помощью законов и нормативных правовых актов, которые определяют порядок предоставления пенсий, пособий и медицинской помощи и включают в свой круг: отношения по поводу страховых взносов, денежных выплат (пенсий и пособий), услуг (медицинских и реабилитационных), каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, ОГЛАВЛЕНИЕ и объект (рис. 12.3).

Субъектами социально-страховых правоотношений выступают:

— застрахованные лица, обладающие трудовой правосубъектностью, а также физические лица, выполняющие работу на основании договора (контракта), заключенного со страхователем;

— страхователи (работодатели) — юридические лица любой организационно-правовой формы, либо физические лица, использующие наемный труд;

— страховщик — Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Рис. 12.3. Правоотношения в системе социального страхования

Таким образом, по субъектному составу социально-страховые отношения являются, как правило, трехсторонними.

По содержанию, социально-страховые правоотношения являются материальными и многосторонними, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями по вопросам компенсации утраты доходов, здоровья и трудоспособности. Данные отношения проявляются в системе трех видов правовых связей: застрахованного лица и страхователя; страхователя и страховщика; страховщика и застрахованного.

Объектом социально-страховых правоотношений являются страховые выплаты (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, единовременные страховые выплаты) и страховые услуги (по медицинскому лечению и реабилитации).

По юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

По источникам права и форме правового акта различают российское законодательство, международно-правовые акты, законы, международные конвенции и соглашения (рис. 12.4).

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.

Важнейшие из них:

— Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" — представляет собой "рамочный закон";

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

Рис. 12.4. Источники права социального страхования

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

- федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).

Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах. В их число, помимо документов ООН, входят конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МЛСО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); перечень конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам организации национальных систем социального страхования, включает более 20 наименований. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948), в ст. 22 и 25 фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию но независящим от него обстоятельствам. Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и се специализированных организаций: Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).

За период с 1919 по 2010 гг. МОТ принято около 195 конвенций и 195 рекомендаций, из которых примерно треть посвящены вопросам социальной защиты работников от социальных рисков.