Финансы социального страхования
Модели, схемы и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками являются по своей сути механизмами достижения баланса интересов основных субъектов правоотношений в сфере труда, способами воздействия на их мотивационные установки, а также показателями эффективности финансовых систем сбора и распределения страховых ресурсов.
В связи с этим принципиально важным вопросом является обоснование и достижение оптимальных соотношений:
— объемов зарабатываемых страховых прав и финансовых ресурсов по их обеспечению;
- текущей и резервируемой частей заработной платы с тем, чтобы страховая нагрузка не приводила к неоправданному снижению текущих доходов работников и их покупательной способности.
Устоявшейся практикой в большинстве развитых стран является совместное участие в финансировании социального страхования работодателей и работников и достаточно высокая совокупная составляющая их платежей (в отдельных случаях до 40 и более процентов от размеров оплаты труда), что характерно для многих европейских стран.
Классической финансовой моделью распределения страховой нагрузки на паритетной основе является система социального страхования ФРГ, которая приведена в табл. 12.3.
Таблица 12.3. Финансовая модель социального страхования в ФРГ
Вид социального страхования |
Размеры страховых тарифов, % от оплаты труда |
||||||||
взносы работодателей |
взносы работников |
взносы государства |
Всего |
||||||
Пенсионное |
9 |
9 |
— |
18 |
|||||
Медицинское |
7 |
7 |
1 і |
||||||
По безработице |
3 |
3 |
— |
6 |
|
||||
От несчастных случаев на производстве |
0,6-16,5 |
|
|||||||
средний тариф 1,3 |
1,3 |
|
|||||||
По уходу (долговременное заболевание) |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
2,7 |
|
||||
Итого |
21,2 |
19,8 |
0,9 |
41,8 |
|
||||
Существующая практика распределения страховой нагрузки в европейских странах свидетельствует о следующей устоявшейся "усредненной" пропорции: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 на работников, в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального страхования (табл. 12.4).
Таблица 12.4. Распределение нагрузки по социальному страхованию в отдельных странах Европейского союза и России
Страна |
Страховые взносы, % от заработной платы |
Верхняя граница заработной платы, выше которой страховые взносы не взимаются |
||
Работодатели |
Работники |
Всего |
||
Австрия |
25,1 |
17,2 |
42,3 |
3,0 тыс. евро в месяц |
Германия |
21,2 |
19,8 |
41.0 |
51,0 тыс. евро в год |
Греция |
28,2 |
15,4 |
43,6 |
отсутствует |
Италия |
35,1 |
9,5 |
44,6 |
20,5 тыс. евро (для медицинского страхования) |
Нидерланды |
29,4 |
25,6 |
55,0 |
37,7 тыс. евро в год (для страхования инвалидности |
Франция |
33,9 |
15,5 |
49,4 |
25,6 тыс. евро в год |
Россия |
26,0 |
- |
26,0 |
регрессивная шкала |
В России, в силу исторических причин, страховую нагрузку несут исключительно работодатели (табл. 12.5), что порождает деформации в общественном сознании по поводу самого предмета социального страхования, а также приводит к искажению ролевых обязанностей работников и работодателей.
Таблица 12.5. Финансовая модель социального страхования в России
Вид социального страхования |
Размеры страховых тарифов, % от оплаты труда |
|||
Взносы работодателей |
Взносы работников |
Взносы государства |
Всего |
|
Пенсионное |
20,0 |
— |
— |
20,!) |
Медицинское |
2.8 |
— |
— |
2,8 |
Социальное (временной утраты трудоспособности) |
3,2 |
— |
— |
3,2 |
От несчастных случаев на производстве |
0,2-8,5 Средний тариф — 0,9 |
— |
— |
0,9 |
Итого |
26,2-34,5 |
— |
— |
26,9 |
В России с 2010 г. применяется "верхняя планка" заработной платы в размере 415 тыс. руб. в год, выше которой страховые взносы не взимаются.
Правовые аспекты организации социального страхования
Право социального страхования — это отрасль права социального обеспечения. Она носит характер конституционного и публичного права. Основные положения предмета права социального страхования определены в ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", соответственно с которыми обязательное социальное страхование относится к государственной системе социальной защиты населения, а к его характерным чертам — страхование работающих граждан от возможного изменения материального положения.
В предмет своего ведения право социального страхования включает:
- отношения по социальной защите застрахованных работающих граждан, возникающие между ними, работодателями, страховыми организациями и государственными органами;
- отношения по сбору и распределению финансовых ресурсов социального страхования между субъектами правоотношений;
- процедурные и процессуальные регулятивные отношения по установлению прав и обязанностей субъектов социального страхования, например, установление порядка определения страхового стажа и его подсчета, исчисления размеров пенсий и пособий в случаях инвалидности и потери кормильца.
По содержанию страховые правоотношения в системе социального страхования являются многосторонними, участники которых соединены комплексом единых обязанностей, а также вытекающих из них прав и гарантий: застрахованные обязаны трудиться, страхователи — вносить страховые взносы, страховщики — выплачивать пенсии и пособия, государство — разрабатывать законы и следить за их исполнением.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования регулируются с помощью законов и нормативных правовых актов, которые определяют порядок предоставления пенсий, пособий и медицинской помощи и включают в свой круг: отношения по поводу страховых взносов, денежных выплат (пенсий и пособий), услуг (медицинских и реабилитационных), каждое из которых имеет свой субъектный состав, основания возникновения, ОГЛАВЛЕНИЕ и объект (рис. 12.3).
Субъектами социально-страховых правоотношений выступают:
— застрахованные лица, обладающие трудовой правосубъектностью, а также физические лица, выполняющие работу на основании договора (контракта), заключенного со страхователем;
— страхователи (работодатели) — юридические лица любой организационно-правовой формы, либо физические лица, использующие наемный труд;
— страховщик — Пенсионный фонд РФ, фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Рис. 12.3. Правоотношения в системе социального страхования
Таким образом, по субъектному составу социально-страховые отношения являются, как правило, трехсторонними.
По содержанию, социально-страховые правоотношения являются материальными и многосторонними, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями по вопросам компенсации утраты доходов, здоровья и трудоспособности. Данные отношения проявляются в системе трех видов правовых связей: застрахованного лица и страхователя; страхователя и страховщика; страховщика и застрахованного.
Объектом социально-страховых правоотношений являются страховые выплаты (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, единовременные страховые выплаты) и страховые услуги (по медицинскому лечению и реабилитации).
По юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.
По источникам права и форме правового акта различают российское законодательство, международно-правовые акты, законы, международные конвенции и соглашения (рис. 12.4).
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативные правовые акты.
Важнейшие из них:
— Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" — представляет собой "рамочный закон";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Рис. 12.4. Источники права социального страхования
— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).
Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах. В их число, помимо документов ООН, входят конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МЛСО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); перечень конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам организации национальных систем социального страхования, включает более 20 наименований. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948), в ст. 22 и 25 фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию но независящим от него обстоятельствам. Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и се специализированных организаций: Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО).
За период с 1919 по 2010 гг. МОТ принято около 195 конвенций и 195 рекомендаций, из которых примерно треть посвящены вопросам социальной защиты работников от социальных рисков.