Финансы общественных организаций (объединений)
Право граждан на создание общественных объединений закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации[1]. Эта статья гласит, что каждый гражданин имеет право на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Законом гарантируется свобода деятельности общественных объединений.
Общественные организации (объединения) создаются на основе общих интересов, увлечений людей, общих подходов к решению общегражданских задач, принадлежности к одной профессии или социальной группе и т.п.
Деятельность общественных организаций (объединений) регламентируется ст. 6 Закона о некоммерческих организациях, Законом об общественных объединениях и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
В частности, в ст. б Закона о некоммерческих организациях дается определение общественных и религиозных организаций (объединений) как добровольных объединений граждан, которые объединяются для удовлетворения своих духовных или других нематериальных потребностей на основе общности интересов. Таким организациям в соответствии с законодательством разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, но только соответствующей тем целям, для достижения которых созданы эти организации.
Имущество, переданное участниками или членами общественных и религиозных организаций (объединений), остается в собственности последних. Если организация основана на членстве (например, политическая партия или профсоюз), то ее члены не сохраняют права собственности на уплаченные членские взносы. Все участники и члены общественных и религиозных организаций и объединений не несут ответственности по обязательствам этих организаций, а организации или объединения нс отвечают по обязательствам своих участников.
Учредителями общественных объединений могут быть физические и юридические лица – общественные объединения, которые принимают устав, формируют руководящие и контрольно-ревизионный органы.
Общественные объединения, согласно ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Организационно-правовые формы общественных объединений
Следует отметить, что законодатели относят к общественным объединениям такие организационно-правовые формы, как общественный фонд и общественное учреждение, что представляется верным со следующей оговоркой: в случае государственной регистрации в качестве юридического лица они представляют собой самостоятельные формы некоммерческих организаций, указанных в ГК РФ, – фонд и учреждение соответственно.
О масштабах и значимости общественных объединений можно судить по данным, приведенным в табл. 4.3 по видам и численности общественных объединений и организаций в Российской Федерации на 01.01.2015[2], с учетом данных по Крымскому федеральному округу.
Таблица 4.3
Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 01.01.2015
Организации |
Всего зарегистрировано |
Из них зарегистрировано в 2014 г. |
Общественные объединения, всего. В том числе: |
101 847 |
6150 |
– общественные организации, из них |
54 169 |
4372 |
благотворительные |
1615 |
103 |
– общественные движения, из них |
1722 |
130 |
благотворительные |
11 |
1 |
– общественные фонды, из них |
4934 |
313 |
благотворительные |
1950 |
93 |
– общественные учреждения, из них |
919 |
47 |
благотворительные |
4 |
- |
– органы общественной самодеятельности |
234 |
35 |
– иные виды общественных объединений, из них: |
39 869 |
1253 |
профессиональные союзы |
28 197 |
515 |
национально-культурные автономии |
1100 |
135 |
– политические партии |
76 |
8 |
– некоммерческие организации, всего |
90 155 |
7319 |
в том числе благотворительные фонды |
6866 |
825 |
филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций |
177 |
14 |
Специфика деятельности общественных объединений определяет особенности организации их финансов. В отличие от коммерческих организаций, где финансовая деятельность обслуживает интересы собственника и направлена на получение максимальной прибыли, главной задачей организации финансов в общественном объединении являются, прежде всего, учет и контроль за целевым использованием получаемых средств, а также раздельный учет целевых доходов и расходов и доходов (расходов), получаемых от предпринимательской деятельности. Задачами организации финансов в общественных объединениях является организация потоков средств, направляемых на реализацию уставных целей организации.
Финансы общественных объединений – это такие распределительные отношения, посредством которых формируются и используются финансовые ресурсы и фонды денежных средств, направляемые на реализацию общественных благ.
Особенностями финансов общественных объединений следует считать: финансирование их деятельности осуществляется за счет вступительных и членских взносов как основного источника ресурсов у ряда организаций;
– организация финансов лишь частично регулируется государственными нормативными актами;
– в финансах общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование;
– налогообложение общественных объединений предполагает льготы в части, не относящейся к коммерческой деятельности.
В качестве основных источников формирования финансовых ресурсов общественных объединений можно отметить следующие:
– вступительные и членские взносы (их уплата предусмотрена уставом для организаций, основанных на членстве);
– добровольные взносы и пожертвования;
– поступления от проводимых выставок, лекций, аукционов, лотерей, спортивных и других мероприятий в соответствии с уставами общественных объединений;
– доходы от осуществления предпринимательской деятельности;
– другие поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Общественные объединения, в уставах которых предусматривается участие в выборах или референдумах, в качестве источников финансовых ресурсов могут иметь пожертвования в виде денежных средств или другого имущества на предвыборную деятельность. Это предусмотрено, например, Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".
Общественными объединениями может осуществляться предпринимательская деятельность, но при условии, что это служит для достижения уставных целей, ради которых объединения созданы. Общественными объединениями могут создаваться хозяйственные товарищества, общества, другие хозяйственные организации, ими может приобретаться имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательские структуры (хозяйственные товарищества, общества и другие хозяйственные организации), созданные общественными объединениями, должны вносить в соответствующие бюджеты обязательные платежи (налоги, сборы, взносы) в соответствии с законодательством РФ.
В общественных объединениях доходы, полученные от предпринимательской деятельности, не могут распределяться между участниками объединения, а должны использоваться исключительно на достижение уставных целей. Общественные объединения могут использовать свои средства на цели благотворительности, даже если это не предусмотрено в их уставах[3].
Рассмотрим особенности финансов отдельных организационно-правовых форм общественных объединений.
Общественная организация представляет собой общественное объединение, основанное на членстве, которое создается для защиты интересов объединившихся граждан и достижения уставных целей на основе их совместной деятельности.
Формирование финансовых ресурсов общественной организации происходит путем получения бюджетных средств, выделяемых на основе установленных нормативов; денежных средств, получаемых за предоставленные платные услуги; выручки от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольных взносов и безвозмездно передаваемых учреждениям и организациям материальных ценностей; прочих денежных поступлений.
Результат деятельности общественной организации полностью зависит от того, насколько эффективно происходит управление ее финансовыми ресурсами. Если качество управления не меняется вследствие изменения рыночных условий, то даже бюджетные средства не позволят общественной организации успешно продолжать свою деятельность.
Следует отметить, что различные общественные организации приобретают все больший вес в государстве. Их деятельность направлена на решение важных и острых социальных проблем, таких как безработица, занятость молодежи, охрана окружающей среды, поддержка ветеранов и т.п.
Деятельность общественных организаций в сфере экологии оказывает влияние на экономику страны, уровень и качество жизни граждан. Пропаганда здорового образа жизни стимулирует развитие экологического туризма, разработки по созданию экологически чистых источников энергии, переработку отходов для повторного использования в производстве, модернизацию производства под определенные экологические нормы. Своей деятельностью экологические организации стремятся рационально использовать природные ресурсы, сократить экологически грязные производства и загрязнение источников пресной воды. Они также ведут борьбу за сокращение вырубки леса, участвуют в тушении лесных пожаров, тем самым предотвращая массовую гибель флоры и фауны. Оказывают помощь при техногенных катастрофах, связанных с загрязнением окружающей среды. Природные ресурсы являются необходимой частью для развития экономики, и можно с уверенностью сказать, что деятельность общественных организаций в сфере защиты экологии в целом влияет на экономику страны и мира.
Большое количество регулярно проводимых акций и рекламных компаний общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, свидетельствует о грамотном управлении их финансовыми ресурсами и серьезном контроле над расходами. Размеры финансовых ресурсов, которые получают такие общественные организации в виде добровольных пожертвований, ежегодно увеличиваются.
В качестве примера можно рассмотреть Отчет о целевом использовании средств отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис". Гринпис получает финансовые средства только за счет добровольных имущественных взносов и пожертвований граждан и частных благотворительных фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Одним из основополагающих принципов работы Гринпис является независимость. Гринпис использует финансовые ресурсы для проведения конференций, совещаний, семинаров, для служебных командировок, содержания помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества и т.п.
Общественное движение представляет собой массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные или другие общественно полезные цели. Оно не имеет членства и состоит из добровольных участников. Высший орган управления общественным движением является съезд, общее собрание или конференция.
Общественным фондом является общественное объединение, не имеющее членства, его цель состоит в формировании имущества посредством добровольных взносов, других поступлений, не запрещенных действующим законодательством и использовании этого имущества на социально значимые цели. Учредителям и управляющим общественного фонда нс дается право использовать имущество фонда в своих личных интересах.
Если общественный фонд прошел государственную регистрацию, то он осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация других фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) регулируются соответствующим законом о фондах.
Общественное учреждение представляет собой общественное объединение, не имеющее членства. Оно ставит перед собой цель оказания определенного вида услуг, которые отвечают интересам его участников и соответствуют уставным целям.
Общественное учреждение создается и финансируется собственником, который закрепляет за учреждением имущество. Учреждение пользуется имуществом собственника на праве оперативного управления. Собственник вправе изымать имущество общественного учреждения, в том числе излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое, распоряжаться им по своему усмотрению.
Общественным учреждениям не предусмотрено право на отчуждение закрепленного за ними имущества и имущества, приобретенного за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменных разрешений собственников.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, если это предусмотрено в учредительных документах общественного учреждения, а также и приобретенное за счет таких доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на их отдельных балансах.
Органом общественной самодеятельности является общественное объединение, не имеющее членства. Его цель состоит в совместном решении различных социальных проблем, которые могут возникать у граждан по месту их жительства, по месту работы или учебы. Деятельность органов общественной самодеятельности направлена на удовлетворение ими потребностей неограниченного круга лиц, интересы которых связаны с осуществлением программ органов общественной самодеятельности и с достижением их уставных целей.
Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, которые заинтересованы в решении данных проблем. Они строят
работу на принципах самоуправления, не имеют над собой вышестоящих органов, деятельность осуществляется в соответствии с уставом, принятым па собрании учредителей.
Политической партией является общественное объединение, которое создается для участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества: в выборах и референдумах, в общественных и политических акциях, а также для формирования политической воли граждан и ее выражения, представления интересов групп граждан в органах власти разных уровней.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация политических партий регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".
Исторический экскурс
Согласно информации Минюста России, по состоянию на 20.08.2006 н России было зарегистрировано 35 политических партий, но состоянию на 15.08.2009 – семь политических партий.
В последних парламентских выборах – 04.12.2011 – принимали участие всего семь политических партий: "Единая Россия"; Коммунистическая партия Российской Федерации; Либерально-демократическая партия России; "Патриоты России"; Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"; "Справедливая Россия"; "Правое дело".
Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Минюст России список как минимум из 40 тыс. фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 членов и более в регионах.
Однако 04.04.2012 вступил в силу Федеральный закон от 02.04.2012 № 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Минюст России.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.
В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начато стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 г. их насчитывалось уже 35 вместо семи, участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. По состоянию на 01.01.2015 в Российской Федерации зарегистрировано 76 политических партий.
Финансовые ресурсы политической партии могут формироваться за счет следующих источников:
– вступительные взносы и членские взносы (их уплата, как правило, предусматривается уставом политической партии);
– пожертвования;
– средства федерального бюджета;
– поступления от мероприятий, проводимых политической партией или ее региональными отделениями, другими структурными подразделениями;
– доходы от предпринимательской деятельности;
– поступления от гражданско-правовых сделок;
– другие поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Поступающие денежные средства политической партии размещаются на ее счете в кредитной организации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
Политической партии законодательством предусмотрено право принимать пожертвования (денежные средства и другое имущество от физических и юридических лиц) при условии, что эти пожертвования имеют документальное подтверждение и указаны их источники. Пожертвования должны осуществляться в основном безналичным перечислением. Пожертвования от физических лиц допускаются путем передачи наличных денежных средств, причем от одного физического лица общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств не может превышать 4330 руб.
Законодательством введены некоторые ограничения на жертвователей политических партий. В частности, не разрешается принимать пожертвования от иностранных юридических лиц и граждан от иностранных государств, от лиц без гражданства и от граждан, не достигших 18 лет, а также от правоохранительных органов, военных организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений. Ограничения касаются также пожертвований от международных организаций, международных общественных движений, от органов государственной власти и местного самоуправления, от государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, анонимных жертвователей и др.
Политические партии вправе заключать договоры займа с физическими и юридическими лицами, а также кредитные договоры с юридическими лицами.
Общая сумма, на которую политической партией и ее региональными отделениями могут быть заключены договоры займа с одним физическим лицом или договоры займа и кредитные договоры с одним юридическим лицом, не должна превышать пятикратный размер установленной законом суммы пожертвований от одного физического лица в течение календарного года.
Суммы пожертвований, получаемых политической партией от одного юридического лица в течение календарного года, не должны превышать 43 300 000 руб. Суммы пожертвований, получаемых политической партией от одного физического лица в течение календарного года, не должны превышать 4 330 000 руб.
Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, нс должна превышать 4 330 000 000 руб. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать 86 600 000 руб.
Государственное финансирование деятельности политических партий осуществляется в целях компенсации финансовых затрат за счет средств федерального бюджета по результатам участия их в выборах.
В федеральном бюджете отдельной строкой предусматривается выделение средств для государственного финансирования политических партий. Объем финансирования политической партии из федерального бюджета определяется, исходя из суммы не менее двадцати рублей на каждого члена партии, включенного в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ или выборах Президента РФ.
Средства федерального бюджета, выделенные для государственного финансирования деятельности политической партии, направляются в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на ее расчетный счет единовременным перечислением.
Политическая партия имеет право на получение средств из федерального бюджета при соблюдении следующих условий[4]:
– по результатам выборов федеральный список кандидатов, выдвинутых политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, должен получить не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
– кандидат, выдвинутый политической партией и зарегистрированный на должность Президента РФ, должен получить по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Величина государственного финансирования избирательных компаний изначально была привязана к размеру минимальной заработной платы. В 2000 г. бюджетное финансирование политических партий из расчета на один голос избирателя составляло 50 коп. С 01.01.2006 государственное финансирование политических партий было увеличено в 10 раз – до 5 руб. за голос. В 2009 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 144-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона “О политических партиях”", величина государственного финансирования была увеличена еще в четыре раза – до 20 руб. за голос, с 01.01.2013 – до 50 руб. за один голос.
Государственное финансирование политической партии, принявшей участие в выборах депутатов Государственной Думы, осуществляется по результатам прошедших выборов: ежегодно в размере 110 руб., умноженных на число голосов избирателей, полученных в федеральном списке кандидатов, выдвинутых политической партией. Средства федерального бюджета выделяются не позднее чем через три месяца со дня опубликования официальных результатов выборов и далее ежегодно в течение всего срока полномочий Государственной Думы.
По результатам выборов Президента РФ финансирование политических партий осуществляется единовременно из расчета 20 руб., умноженных на число голосов избирателей, полученных кандидатом, выдвинутым и зарегистрированным политической партией на должность
Президента РФ. Средства федерального бюджета выделяются не позднее чем через год со дня опубликования официального результата выборов.
Политическая партия имеет право отказаться от государственного бюджетного финансирования. В этом случае денежные средства, выделенные политической партии, остаются в федеральном бюджете.
Размеры государственного финансирования политических партий подлежат индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
Пример
По итогам последних парламентских и президентских выборов "Единая Россия" получила право на государственное финансирование почти в 2 млрд руб. в год, КПРФ – более 425 млн руб., ЛДПР – почти 253 млн руб., "Справедливая Россия" – более 107,5 млн руб.[5]
Политическая партия обладает определенной самостоятельностью в решении хозяйственных и финансовых вопросов для обеспечения своей деятельности, в том числе по вопросам оплаты труда, занятий предпринимательской деятельностью, получения и использования денежных средств и иного имущества. Для реализации поставленных целей и задач, создания финансовых и материальных условий, предусмотренных уставом и программой, политические партии и их региональные отделения имеют право заниматься следующими видами предпринимательской деятельности:
– информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельностью для обнародования результатов своей деятельности, для пропаганды своих целей, задач, основных идей;
– изготовлением и продажей продукции с символами или названием политической партии, сувениров, а также издательской деятельностью, полиграфией;
– продажей и сдачей в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Доход от предпринимательской деятельности должен использоваться только в уставных целях политической партии и нс может перераспределяться между ее членами.
Политическими партиями и их региональными отделениями ведется налоговый учет и бухгалтерская отчетность, осуществляется учет поступлений и расходования денежных средств. Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала в Центризбирком России, а региональное отделение – в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого они зарегистрированы. Эти сведения должны содержать информацию о величине денежных средств, поступивших на счет политической партии, об их источниках, о стоимости имущества, поступившего политической партии в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества, о расходовании средств политической партии.
Сведения о поступивших и израсходованных средствах должны также содержать информацию о заключенных политической партией и ее региональными отделениями договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договоров, суммы основных обязательств (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательств, срока договоров, заложенных в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств, а также сведения об исполнении обязательств по таким договорам в отчетном периоде.
Ежегодно (не позже 1 апреля следующего за отчетным года) политическая партия обязана представлять в Центризбирком России сводный годовой финансовый отчет, который должен содержать информацию о величине поступивших на счет партии денежных средств и об их источниках, о направлениях расходования этих средств, а также об имуществе политической партии, его стоимости и сведения о государственной регистрации такого имущества. Кроме этого, предоставляется информация о жертвователях, о имеющихся договорах займа и кредитных договорах, об исполнении финансовых обязательств партии в отчетном периоде. Средства, которые политическая партия, ее региональные отделения и другие зарегистрированные структурные подразделения израсходовали на проведение избирательной кампании, учитываются раздельно.
Если совокупный размер вступительного и членских взносов или членских взносов одного члена партии в течение календарного года превысил установленный законом размер суммы пожертвований, полученных в течение календарного года от одного физического лица, то в сводном финансовом отчете политической партии должны также содержаться сведения о таком члене партии (фамилия, имя, отчество, наименование субъекта РФ, где находится его место жительства) и о размере его взносов.
Профсоюзные организации – это создаваемые на добровольной основе объединения граждан в сфере реализации общности профессиональных идей, производственных интересов и защиты трудовых прав.
Профсоюзные организации являются независимыми объединениями и в рамках четко сформулированных законодательных требований не могут контролироваться органами государственной власти, должностными лицами и работодателями. Значение профсоюзных организаций заключается в том, что они, наряду со статусными государственными органами контроля за соблюдением трудового законодательства, имеют существенные права по защите интересов работников, недопущению корпоративных конфликтов и противозаконных действий работодателей.
Самым крупным объединением трудящихся России, которое включает 46 общероссийских профсоюзов, является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), которая образована в 1990 г. как независимый от государства, политических и предпринимательских структур национальный профсоюзный центр.
Всего в Российской Федерации 78 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В профсоюзах, объединяемых ФНПР, состоит более 22 млн членов – около 95% всех членов профсоюзов в России. ФНПР вошла в состав Всеевропейского регионального совета Международной конфедерации профсоюзов (ВЕРС-МКП), который объединяет профцентры Новых независимых государств Европы и стран СНГ.
Формирование имущества ФНПР осуществляется за счет вступительных, членских и иных взносов, пожертвований, поступлений от проводимых Федерацией лекций, лотерей, аукционов, выставок, спортивных и других мероприятий, доходов от финансово-хозяйственной деятельности (дивидендов, процентов), по акциям, облигациям, другим ценным бумагам, вкладам; доходов, получаемых от имущества, находящегося в собственности Федерации, доходов от гражданско-правовых сделок, предпринимательской деятельности, внешнеэкономической деятельности, добровольных пожертвований, а также поступлений из бюджетов всех уровней бюджетной системы и внебюджетных фондов.
Финансовые ресурсы ФНПР формируются за счет следующих источников:
– взносов организаций-членов федерации и перечислений на уставную деятельность;
– пожертвований юридических и физических лиц;
– доходов от организаций, принадлежащих Федерации или учрежденных с ее участием;
– от проводимых мероприятий;
– других не запрещенных законом источников.
Средства ФНПР расходуются на основании сметы доходов и расходов Федерации, ежегодно утверждаемой Генеральным Советом. Отчет об исполнении сметы представляется ежегодно Генеральному Совету.
ФНПР осуществляет внешнеэкономическую деятельность, может создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью. Федерация управляет санаториями, профилакториями и домами отдыха, культурно- просветительными, туристическими, спортивными и иными учреждениями и организациями, формирует фонд солидарности, страховой фонд, культурно-просветительный фонд, фонд обучения и подготовки кадров и другие необходимые фонды в соответствии с уставными целями и задачами в соответствии с законодательством. Полученные Федерацией доходы не подлежат распределению между членскими организациями и направляются только на уставные цели.
Благотворительные организации – представляют собой объединения, создаваемые на добровольной основе гражданами и юридическими лицами с целью оказания безвозмездной помощи (передаче средств, оказанию услуг) нуждающимся социальным группам. Не является благотворительной деятельностью оказание помощи коммерческим организациям и различным политическим объединениям.
Создание благотворительной организации может осуществляться в различных формах общественных организаций – объединений, фондов, учреждений.
Исходя из важной социальной направленности и правового статуса благотворительных организаций, законодательно установлено, что благотворительные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для реализации своих уставных целей. При этом благотворительная организация должна вести четкий бухгалтерский учет производимых операций и ежегодно предоставлять соответствующие отчеты в органы юстиции.
Правовую основу деятельности благотворительных организаций в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Φ3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".