Лекция 5. Финансовый менеджмент транснациональной корпорации
Макроэкономическая выгодность международного бизнеса. Закономерным этапом развития успешного бизнеса часто является выход на международную арену, начало осуществления транснациональных операций. Этот выход может быть выгоден покупателям, продавцам продукции, экспортерам и реципиентам капитала. Международный бизнес выгоден и для экономического развития стран и регионов.
Наиболее популярное объяснение этой выгодности обычно дается с позиции теории сравнительных преимуществ, суть которой поясним на примере.
Пример. Предположим, существуют две страны, которые могут производить серебро и нефть. Потенциал по производству этих товаров представлен в табл. 5.1 (потенциал отражает число единиц продукции, которое может произвести страна, если полностью откажется от производства другого, альтернативного товара). Принимая во внимание только эти два товара, ответьте на вопрос: в какой стране лучше производить серебро, а в какой - нефть?
ТАБЛИЦА 5.1. Потенциал по производству нефти и серебра
Страна |
А |
Б |
Потенциал по производству серебра, т |
20 |
60 |
Потенциал по производству нефти, млн ед. объема |
100 |
200 |
Альтернативная стоимость нефти в единицах серебра, т за млн ед. объема (цена нефти) |
20: 100 = 0,2 |
60 : 200 = 0,3 |
Ответ: серебро лучше производить в стране Б, а нефть - в стране А. Страна А, назначив цену за дополнительную нефть (например, 0,25 для страны Б), получит выгоду по сравнению с тем, сколько она получила бы, продавая нефть на внутреннем рынке (0,25 > 0,2). Страна Б также получит выгоду, поскольку производство своей нефти обошлось бы для нее дороже (0,25 < 0,3).
Влияние международного бизнеса на различные отрасли экономики. Это влияние неоднозначно, что можно проиллюстрировать с помощью графической модели "спрос - предложение".
На графиках (рис. 5.1) видно, что для отраслей страны-экспортера и страны-импортера последствия разные:
o страна-экспортер: потребители продукции проигрывают, внутренние производители выигрывают;
o страна-импортер: потребители импортируемой продукции выигрывают, внутренние производители проигрывают
В целом глобальная экономика выигрывает (одна страна может быть и экспортером, и импортером, но из-за реализации сравнительных преимуществ альтернативная стоимость в целом в экономике снижается).
Выгода от выхода на международный рынок для отдельной корпорации. Стоит или нет выходить на международный рынок, каждая корпорация может решать по-своему в зависимости от сложившейся конкретной ситуации. Основной вопрос состоит в том, поможет ли это увеличению ценности компании.
Рост ценности компании по любому решению оценивается с помощью показателя ИРУ. Основные параметры, воздействующие на чистую приведенную ценность, мы уже перечисляли:
o объем продаж (5);
o капитальные затраты (Сарех) или инвестированный капитал (1С);
o операционные расходы (С);
o эффективная ставка налога (Г);
o срок жизни проекта (и);
o стоимость капитала (./?);
o обменная ставка (курс валюты) (ХИ).
Рис. 5.1. Влияние международной торговли на экономику страны-импортера и страны-экспортера
Условные обозначения к рисунку: 5 (supply) - кривая предложения; D (demand) - кривая спроса; Р - цепа; Q - объем.
Задача, таким образом, состоит в том, чтобы понять, как может повлиять выход на иностранный рынок на указанные параметры.
Влияние выхода на международный рынок на параметры МРУ. Например, рост объема продаж в натуральном выражении может быть достигнут за счет экстенсивного освоения новых рынков, новых каналов для сбыта продукции. Однако па национальном рынке другой страны может сложиться благоприятный уровень цен или появиться возможность для новых проектов с государственным спонсированием. Компания может первой среди конкурентов продвинуть свой бренд на развивающемся рынке и на какое-то время получить и закрепить за собой монопольные преимущества. Кроме того, валюта другого государства может укрепляться, повышая доходность активов, выраженных в ней. Все это способно повысить стоимостные объемы продаж.
Низкая стоимость факторов производства, ресурсов, наличие в другой стране передовой технологии или недозагруженность производственных мощностей, а также экономия на условно-постоянных расходах могут привести к существенному снижению капитальных и текущих расходов.
Международная диверсификация, возможность получения дешевого капитала в другой стране (например, в падающей валюте другой страны) может обернуться снижением стоимости капитала.
Особенности налоговой системы другой страны, наличие договоров об избежании двойного налогообложения с другими странами, возможность перераспределения прибылей между иностранными активами иногда способствуют снижению эффективной налоговой ставки.
Специфика условий работы корпорации на международном рынке. В целом задачи финансового менеджера корпорации, работающей на международном рынке, принципиально не отличаются от соответствующих задач специалиста национальной компании: он тоже должен уметь анализировать текущее состояние дел, обеспечивать для своего предприятия краткосрочную финансовую устойчивость, организовать и обеспечивать бюджетный процесс, принимать и обосновывать инвестиционные и финансовые решения. Однако условия деятельности на международном рынке имеют некоторую специфику, что отражает табл. 5.2.
ТАБЛИЦА 5.2. Особенности деятельности компании на международном рынке
Фактор |
Национальная компания |
Компания, вышедшая на международный рынок (МНК) |
Характер операций |
Все продажи и затраты осуществляются водной национальной (российской) валюте |
Расчеты осуществляются в разных валютах, что сказывается на подготовке текущей отчетности и методологии обоснования решений |
Владение собственностью |
Все активы приобретены и используются на отечественном рынке |
Активы размещены в разных странах, что заставляет учитывать особенности политической ситуации и законодательства этих стран |
Рынок капитала |
Структура финансирования сформирована целиком на российском рынке |
Доступ к глобальным финансовым рынкам приводит к разнообразию форм и методов финансирования |
Финансовые риски. Несистематический риск |
Связаны с тенденциями российских финансовых рынков. Диверсификация несистематического риска ограничена возможностями российского рынка |
Более высоки, чем на национальном рынке, процентный и валютный риски. Существуют возможности их хеджирования с помощью производных финансовых инструментов. Интернациональная диверсификация несистематического риска |
Специфика деятельности финансового менеджера международной корпорации. Таким образом, специфика условий деятельности международной корпорации (МНК) должна естественным образом отразиться и на функциях финансового менеджера. В частности, он должен:
o использовать в своих расчетах тенденции валютного рынка, поскольку операции осуществляются в разных валютах. Обоснования инвестиционных решений должны производиться на базе долгосрочных прогнозов валютных курсов;
o уметь пользоваться дополнительными возможностями по устранению финансовых рисков, возникающих на международных рынках;
o структурировать финансирование своих проектов с учетом возможности привлечения капитала за рубежом;
o учитывать в своем анализе положения законодательств других стран и политическую ситуацию в них.
Последовательно и более детально рассмотрим, в чем состоит каждая из перечисленных особенностей, начав с валютного рынка.