Финансовый маркетинг
Элементами поддержки финансового маркетинга является работа с ликвидностью ценных бумаг, обращаемых на биржах. Подразделения компании, ответственные за управление собственностью или за III, должны отслеживать ситуации падения интереса к бумагам компании и фактического прекращения обращения. Крайним результатом падения интереса к компании может стать исключение акций из котировального списка. На российском рынке такие случаи достаточно редки, но встречаются. Например, летом 2007 г. биржа РТС исключила привилегированные акции "Дальсвязи" из котировального списка Б в связи с тем, что среднемесячный объем сделок по ним не превышал 3 млн руб.
Издержки на коммуникационную работу с поставщиками капитала должны контролироваться так же, как и издержки по производству и реализации продукции. В небольших компаниях, где публичным является только заемный капитал (векселя, облигационные займы) и активно используется кредиторская задолженность и уступка прав требований, в организационной структуре редко выделяется отдел по отношениям с инвесторами (1Ы-служба). Основная причина - недостаточность средств для обеспечения качественной работы. Есть и проблема с кадрами, которых сложно найти для небольшой компании, только выходящей на внешний рынок капитала. В этом случае целесообразно создать координационный совет по внешним коммуникациям, в который могли бы войти генеральный директор, представители финансовой, маркетинговой, РИ- и 1Т-служб. Как показывает практика, в компаниях среднего размера совет собирается один раз в месяц и обсуждает различные вопросы относительно внешних коммуникаций. Например, для торговых компаний с большим весом оптовых продаж па первом месте - обсуждение качества администрирования web-сайта. При этом сам сайт представлен в стиле биржевого терминала. Главная страница сайта разделена между потребителями и инвесторами, для которых показаны в обновляемом режиме ключевые финансовые показатели, стандартная отчетность, прогнозы развития и предполагаемое обращение за новыми заимствованиями. Координационный совет берет на себя также функцию определения тематических направлений публикаций в СМИ, участия в публичных мероприятиях (конференциях, семинарах), формирует концепцию рекламно-информационных материалов для существующих и потенциальных инвесторов, в которых заинтересована компания.
Чем более несовершенен рынок и слабее его информационная эффективность, тем больше дистанция между наблюдаемой рыночной оценкой компании (капитализацией) и внутренней стоимостью, определяемой действием фундаментальных и нефундаментальных факторов, создающих стоимость (рис. 7.1). Вследствие этого среди задач финансового директора важнейшей становится раскрытие этих факторов финансовому рынку с целью исключения ситуации недооценки компании инвесторами. Это функция обеспечения понимания инвесторами компании, се финансовых результатов и риска.
Инвестиционная привлекательность по мнению Уоррена Баффетта
1 Для понимания позиции инвесторов относительно инвестиционной привлекательности компании полезно изучить критерии отбора компаний для вложений, которые выработал один из самых известных и успешных инвестиционных управляющих Уоррен Баффетт. Главный тезис, объединяющий составленный тест, - инвестировать можно только в тот бизнес, который понятен (соответственно, можно анализировать). Стратегия инвестирования Баффетта и полученные им отличные результаты деятельности возглавляемой инвестиционной компании на протяжении более 40 лет в наилучшей степени доказывают важность учета нефундаментальных факторов создания
Рис. 7.1. Три области влияния на наблюдаемую рыночную стоимость как сферы наработки компетенций финансового директора
стоимости. По сути речь идет о таких специфических ресурсах компании, которые не диагностируются в стандартном финансовом учете, но принимаются в расчет талантливыми инвесторами. По мнению Баффетта, анализу фундаментальных факторов создания стоимости должен предшествовать анализ качества управления, команды менеджеров, истории развития компании и се собственников, наличия в бизнес-модели точек инновационного роста. Сопоставление трех компаний по результатам работы в 2006 г. но критериям Баффетта приведено в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Сопоставление трех российских компаний по инвестиционной привлекательности
Критерий анализа |
Аптечная сеть "36,6" - реализация и производство медикаментов, медицинские услуги |
РБК |
ГМК "Норильский никель" |
|
Достаточность информации о бизнесе компании |
Отчетность по МСФО ежеквартальная, ежегодный независимый аудит, информативный сайт |
Отчетность по МСФО годовая, задержка в предоставлении аудированной отчетности |
Отчетность по МСФО ежеквартальная, ежегодный независимый аудит, информативный сайт |
|
Позиция на рынке, качество бизнес-модели |
Первое место по обороту на рынке аптек РФ, активная экспансия в регионы, инвестиции в логистику, понятная бизнес-модель |
Развитие новых направлений (ТВ, печатные СМИ, Интернет), доля интернет-рынка - 26,5% |
Монопольное положение по платине, географическая диверсификация (приобретение никелевого бизнеса ОМ Group, LionOre), выделение "Полюс Золото" |
|
Наличие долгосрочных перспектив |
Перспективная стратегия создания сети товаров для красоты и здоровья, перспективна |
Перспективная стратегия ассортиментной диверсификации на рынке рекламы, рост рынка рекламы на 60% в год |
Перспективы связаны с растущем спросом на металлы в мире |
|
Цели и поведение менеджеров |
Менеджеры работают над капитализацией компании |
Менеджеры работают над капитализацией компании |
Менеджеры работают над капитализацией компании |
|
Открытость компании |
Действия компании открытые |
Не всегда действия компании понятны (например, увеличение уставного капитала), непрозрачно выделение IT-бизнеса |
Комментарии по принимаемым решениям своевременны и понятны |
|
Наличие агентских конфликтов |
Менеджеры являются акционерами |
Менеджеры являются акционерами |
Конфликтов с миноритариями нет, компания платит дивиденды (дивидендный выход - 28%) |
|
Рентабельность деятельности |
Рентабельность по EBITDA - 4,8% (тенденция к снижению) |
Рентабельность по EBITDA - 26,8% (тенденция к снижению). Чистая прибыль - 40 млн долл. Высокая рентабельность медийного бизнеса |
Рентабельность по EBITDA - 64% |
|
Наличие ЕСЕ |
Отрицательный (-43,8 млн долл.). с тенденцией ухудшения. Причина - рост оборотного капитала, падение маржи |
В течение нескольких лет положительное значение FCF |
Несмотря на наличие большой инвестиционной программы ЕСЕ=4,78 млрд долл. |
|
Отдача на вложенный капитал |
ROE = 39%, EVA<0 |
ROE = 30,8%, EVA>0 |
ROE = 45%, EVA>0 |
|
Наличие конкурентных преимуществ |
Позиция лидера может позволить диктовать цены |
Известный бренд, прочное положение в сегменте Интернета |
Монопольное положение по платине и никелю, возможность диктовать цены |
|
Расчетная цена акции |
80,27 долл., потенциал роста низкий1 (капитализация - 636 млн долл.) |
10,64 долл., высокий потенциал роста (капитализация - 954 млн долл.) |
243,45, высокий потенциал роста (капитализация - 35 млрд долл.) |
|