Лекция 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В главе приведены характеристики финансовых ресурсов обязательного социального страхования, раскрыты принципы формирования страховых ресурсов, их распределения между застрахованными лицами, виды и размеры страховых взносов, способы их регулирования.
В результате изучения главы студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ характеристик финансовых ресурсов социального страхования;
• ОГЛАВЛЕНИЕ принципов организации финансовых ресурсов социального страхования;
• оптимальные пропорции распределения финансовой нагрузки между субъектами страхования;
уметь
• оценить оптимальные размеры страховых взносов по видам социального страхования в зависимости от демографической нагрузки и социально-трудовых характеристик занятости;
• анализировать вопросы организации финансовых ресурсов социального страхования, расходы и доходы бюджетов страховых фондов;
• оценивать финансовый потенциал пенсионного и других видов социального страхования, необходимый в средне- и долгосрочной перспективе;
владеть методами
• анализа различных видов социального страхования с позиции финансовой устойчивости страховых фондов;
• сопоставления финансовых моделей социального страхования и их взаимосвязи с рынком труда и демографическими условиями.
Основные понятия: страховые взносы и выплаты, их виды, база начисления, потолок начисления•, виды финансирования в системе социального страхования•, доходы и расходы в системе социального страхования; фонды страхования; база начисления страховых взносов; распределительная политика государства в сфере доходов населения с помощью социального страхования.
Финансовые основы организации социального страхования
Социальное страхование, как и любой другой вид страхования, представляет собой систему аккумулирования финансовых ресурсов в специально созданных для этого организациях (фондах), предназначенных для защиты материальных интересов участников этого вида страхования.
Специфика финансовых ресурсов социального страхования состоит в том, что они призваны возмещать утрачиваемую заработную плату наемными работниками в случае наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности или места работы, а также компенсировать затраты на их лечение и реабилитацию вследствие болезней и несчастных случаев.
Оперативное управление финансами обязательного социального страхования осуществляют страховщики, организационно-правовая форма которых устанавливается законом по конкретному виду страхования.
Обязательными требованиями для страховщиков в сфере социального страхования являются:
– паритетное представительство в органах управления всех участников страхования – страхователей, застрахованных и страховщиков;
– подчиненность законодательным (государственным) органам власти;
– утверждение ежегодных бюджетов и бюджетов по итогам прошедшего года в форме федерального закона.
Отличие финансовых ресурсов обязательного социального страхования от финансов добровольного страхования состоит в специфике его страховых правоотношений, которые носят строго обязательный по закону характер уплаты страховых взносов страхователями.
Кроме того, в отличие от других видов страхования обязательное социальное страхование – это некоммерческое страхование, поскольку не преследует цели получения прибыли, а направлено исключительно на социальную защиту застрахованных наемных работников и членов их семей. Это означает, что все доходы, поступающие в фонды обязательного социального страхования (пенсионные, медицинские и др.), включая инвестиционный доход, полученный от размещения на финансовых рынках временно свободных и резервных средств, направляются исключительно на социальные цели, предусмотренные соответствующими законами, которые принимаются по конкретным видам обязательного социального страхования.
Финансы социального страхования отличаются высокой социальной значимостью, их важнейшими характеристиками являются:
– автономность от государственного бюджета, недопустимость изъятия какими-либо решениями исполнительной власти;
– целевое предназначение – они могут использоваться только на сугубо страховые обязательства, предусмотренные законодательством для конкретных видов страхования;
– они должны храниться на специальных счетах Центрального банка страны или на счетах специально уполномоченных для этого банков;
– временно свободные средства размещаются только в ограниченные законом виды финансовых инструментов или под гарантии правительства страны;
– доход страховщиков от вложения временно свободных страховых средств с помощью банковских депозитов налогами не облагается;
– плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается;
– контроль по каждому виду страхования за финансовой деятельностью страховщика осуществляют государственные финансовые службы надзора, включая Счетную палату РФ.
Уровни и методы расчета страховых взносов (страховых тарифов) напрямую зависят от выбора финансовой организации системы социального страхования, под которой понимаются все аспекты получения системой доходов и последующего использования их для выплаты пенсий, пособий, оказания медицинской помощи застрахованным работникам и покрытия административных издержек. Речь идет также о создании подходящей финансовой структуры (страховщика) и инвестировании тех средств, которые превышают непосредственные текущие потребности системы.
Основными функциями финансовой системы обязательного социального страхования являются: организация уплаты страховых взносов, создание и функционирование фондов (страховщиков) социального страхования, осуществление выплат пособий и пенсий, оказание медицинской и реабилитационной помощи.
Финансовые потоки социального страхования организуются по схеме: "страховые взносы – фонды – выплаты пособий и пенсий".
Под финансовым механизмом обязательного социального страхования следует понимать совокупность финансово-страховых отношений, порядок формирования и использования фондов денежных средств, методы финансирования, формы управления страховыми финансами, законодательство. Такой механизм в целом должен строиться в соответствии с экономическими законами и обеспечивать стабильность соотношения интересов участников обязательного социального страхования, в полном объеме содержать институциональные черты данного вида социальной защиты наемных работников.
Рассматривая отдельные институты социального страхования, следует отметить, что их финансовые механизмы зависят от следующих факторов:
• от природы социальных рисков и законодательно установленных уровней их компенсации, определенных исходя из сложившихся общественных стандартов качества жизни населения, например рисков временной или постоянной утраты трудоспособности, размеров пособий и пенсий по отношению к размеру заработной платы;
• видов, размеров, сроков и способов уплаты страховых взносов, предназначенных для компенсации отдельных социальных рисков;
• величины базы начисления страховых взносов (заработной платы) и установленного порядка их уплаты;
• пропорций распределения финансовой нагрузки между плательщиками страховых платежей для конкретных институтов социального страхования – пенсионного, медицинского, в связи с безработицей и т.д.;
• применяемых способов контроля полноты и регулярности уплаты страховых взносов их плательщиками (страхователями).
Эффективное управление финансами социального страхования – это существенная предпосылка успеха функционирования данного страхового института, который следует профинансировать таким образом, чтобы можно было в срок выплатить пенсии и пособия, обеспечить оплату медицинской помощи и реабилитационных мероприятий. Поэтому главная задача финансовой организации социального страхования – добиться постоянного соблюдения условий платежеспособности страховщиков.
Ключевыми характеристиками финансового механизма социального страхования выступают способы формирования финансовых ресурсов, определение размеров страховых платежей и достаточности страховых средств для осуществления последующих выплат пособий, пенсий, оказания медицинской помощи и т.д.
Финансовые средства социального страхования формируются, как правило, на солидарной основе – работодателями и работниками:
а) за счет взносов работодателей, являющихся частью оплаты труда, резервируемой на случаи социальных рисков утраты трудоспособности наемных работников, по тарифам, исчисляемым из величины заработной платы персонала;
б) за счет взносов работников, уплачиваемых ими в обязательном порядке из начисляемой заработной платы.
В силу высокой социальной значимости социального страхования для общества, зачастую наличия диспропорций в функционировании национальных систем заработной платы[1] или высокого уровня безработицы государство несет субсидиарную финансовую ответственность за стабильное обеспечение финансовыми ресурсами систем социального страхования, а поэтому в необходимых случаях принимает участие в их финансировании за счет бюджетных средств. Это участие продолжается до тех пор, пока должным образом не отрегулированы национальные системы заработной платы и занятости населения.
Источниками поступления средств в государственные внебюджетные фонды являются:
– страховые взносы;
– штрафные санкции и пени;
– денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных исков к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам, что имеет место в обязательном медицинском страховании и в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– межбюджетные трансферты из бюджетов различного уровня (федерального или региональных), предназначенные для покрытия дефицита в бюджете государственного внебюджетного фонда или для финансирования делегированных государством страховщику нестраховых выплат;
– добровольные взносы и иные поступления, не противоречащие законодательству.
Страховые взносы на социальное страхование уплачиваются, как правило, ежемесячно и аккумулируются в специализированных страховых фондах – пенсионном, медицинском и социального страхования.
Важным методологическим вопросом, проясняющим природу социального страхования, выступают отличия страховых взносов на социальное страхование и налогов (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Сопоставительные характеристики страховых взносов на социальное страхование и налогов
Характеристика |
Страховые взносы |
Налоги |
Цели (предназначение) |
Формирование специализированных целевых фондов на замещение утрачиваемой заработной платы наемными работниками в связи с определенными законом видами социальных рисков (болезнь, инвалидность, старость, утрата места работы и т.д.) |
Формирование государственного или муниципальных бюджетов и обеспечение финансами публичных благ, предоставляемых всему населению (образование, ЖКХ, управление, оборона и т.д.) |
Задачи взносов с позиции возмездности (коллективной эквивалентности) для отдельных субъектов по схеме "взносы – выплаты" |
Возмездный характер платежа, а поэтому персонифицированный учет страховых прав каждого застрахованного в пенсионном страховании, страховании в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, в связи с безработицей и т.д. |
Отсутствует увязка "взносы – выплаты", т.е. налоги выступают безэквивалентным платежом, поскольку средства государственного и муниципальных бюджетов носят публично-обобществленный характер и предполагают широкий набор статей расходов |
Экономическая природа платежа |
Часть оплаты труда, резервируемая для случаев ее утраты, органически связанная с трудовой деятельностью наемных работников |
Часть облагаемых доходов предпринимателей, рентные платежи, акцизные и таможенные сборы, часть налога на доходы физических лиц, предназначение которых состоит в функционировании государственных структур (армии, управления) и обеспечении жизнедеятельности муниципалитетов |
Взаимосвязь величины налогов, страховых тарифов с потребностями получателей пособий |
Тарифы страховых взносов соотносятся с размерами пособий и пенсий, с одной стороны, и размерами заработной платы – с другой |
Величины налогов определяются совокупностью государственных и муниципальных расходов и зависят от принятых экономических и социальных обязательств государства и муниципалитетов |
Периоды достижения эквивалентности взносов и выплат |
Достижение эквивалентности величин страховых взносов и страховых выплат по всей численности застрахованных работников и получателей пособий и пенсий происходит в периоды от одного года до нескольких десятилетий |
Период достижения экви валентности величин налогов и выплат в федеральном и муниципальных бюджетах не превышает календарного года |
Налоги и производимые за счет налоговых поступлений социальные выплаты из федерального, региональных и муниципальных бюджетов никак не связаны с возникновением трудовых отношений и обусловленных ими социальных рисков. Основанием для получения таких выплат являются совсем иные случаи, не обусловленные утратой заработка.
Страховой взнос в системе социального страхования и страховой случай при наступлении социальных рисков – это взаимосвязанные, неразделимые категории. Страховое обеспечение, возникновение права на которое обусловлено уплатой страховых взносов, предоставляется только при наступлении особо оговоренных в законодательстве видов социальных рисков утраты заработной платы наемных работников.
Размер выплачиваемых пособий и пенсий застрахованному лицу зависит от величины и продолжительности уплачиваемых взносов в его пользу и продолжительности периодов утраты им трудоспособности (продолжительности страхового случая). Поэтому обозначать страховые взносы, которым императивно присущ принцип возвратности, термином "социальный налог", не обладающим таким качеством, методологически неправильно. Только страховой взнос, но никак не социальный налог, отражает прямую зависимость между страховыми взносами и страховыми выплатами, для которых единой базой выступает заработная плата застрахованного работника. Поэтому главной характеристикой страховых взносов как основных финансовых источников социального страхования является их целевое предназначение – финансовое обеспечение фиксированных законом социально-страховых норм замещения утрачиваемых заработков застрахованным лицам в случаях наступления для них социальных рисков.
Еще один важный критерий, определяющий неналоговый характер страховых платежей, который закреплен в конвенциях МОТ и в отечественном законодательстве[2], – это консолидация и учет страховых ресурсов в специализированных организациях страховщиков, которыми в России определены государственные внебюджетные фонды, обладающие в силу своей высокой социальной роли и особым публично-правовым статусом. К атрибутам этого публично-правового статуса относится как порядок поступления страховых платежей, так и порядок выплат пенсий и пособий, правовое регулирование которых осуществляется с помощью бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждаемых законодателем в форме федерального закона. Более того, федеральными законами ежегодно утверждается также исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.