Финансовые ресурсы домашних хозяйств
Полноценное жизнеобеспечение домашних хозяйств в значительной степени зависит от объема и структуры располагаемых ими ресурсов. Их состав иллюстрируется рис. 9.3.
Рис. 9.3. Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств
Располагаемые ресурсы включают в себя валовой доход и сумму привлеченных средств и израсходованных сбережений. В свою очередь, валовые доходы домохозяйств включают ресурсы в натуральной и денежной форме. К натуральным поступлениям относятся результаты труда личных подсобных хозяйств, социальные трансферты и компенсации работодателей в неденежной форме и т.д. Натурализация домашнего хозяйства, привычная в дорыночные времена, уходит в прошлое. В настоящее время ее всплески являются индикаторами социально-экономических и политических сломов и деформаций. В России доля натуральных поступлений в располагаемых ресурсах на душу населения составляет 4%. Абсолютно преобладают доходы домохозяйств в денежной форме. В структуре располагаемых ресурсов на душу населения денежные доходы составляют около 87%.
Первое представление о масштабах денежных доходов домохозяйств дает статистика номинальных доходов. Номинальный денежный доход – это суммарные денежные поступления в адрес домашних хозяйств в текущих ценах за определенный период времени. Анализ их объема и динамики отражает масштабы и тренды экономического развития. В России за 2008– 2012 гг. номинальные доходы выросли более чем в 1,5 раза и достигли 39,3 трлн руб. Среднедушевой номинальный доход достиг 22 880 руб. против 14 864 руб. в 2008 г. В более длительной ретроспективе, т.е. за период Новейшей истории России выявляется и относительный рост номинальных доходов: в 2000 г. они составляли 54,5%, в 2012 г. – 62,8% ВВП. Однако номинальные денежные доходы, отражаемые статистикой, не идентичны реально поступающим в распоряжение домохозяйств средствам. Они не учитывают три фактора: уровень инфляции, масштабы просроченной задолженности по заработной плате и иным видам поступлений, степень налогообложения. Поэтому для получения представления о реальных доходах населения номинальный доход следует скорректировать на изменение цен.
Реальные размеры денежных доходов домохозяйств исчисляются путем деления индексов номинальных размеров денежных доходов на индекс потребительских цен за соответствующий временной период:
Реальный доход = Номинальный доход/Индекс потребительских цен.
Итог покажет действительную покупательную способность денежных средств домашних хозяйств, т.е. сколько бы заплатили люди за товары и услуги, если бы цены не росли.
Одновременно не следует забывать и о задержках получения денег населением. Динамика этого процесса положительна. К началу 2013 г. количество предприятий, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, по сравнению с началом 2009 г. снизилось в 4,3 раза, а численность работников, перед которыми имелась задолженность, – более чем в 6 раз. На середину 2013 г. объем просроченной задолженности составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников видов экономической деятельности. Тем не менее следует понимать, что любой временной зазор при растущей инфляции является фактором снижения реальных доходов домашних хозяйств.
Снижается реальный доход и вследствие налогообложения. При этом имеет немалое значение тип налогообложения домашних хозяйств. Реформы последних лет во многих развитых и развивающихся странах предусматривали понижение прогрессии шкалы налогообложения. Это привело не к социальной гармонии и пополнению бюджетных доходов, как ожидалось, а к росту социального неравенства. Регрессивные системы налогообложения, как правило, ведут к углублению неравенства, негативно влияют на благосостояние домашних хозяйств с более низкими доходами. Об этом свидетельствуют авторитетные международные исследования, например, ежегодные Доклады ООН "О торговле и развитии".
Поэтому важную роль в гармонизации доходов домашних хозяйств могла бы сыграть замена плоской шкалы налогогобложения домашних хозяйств прогрессивной. При прочих равных условиях прогрессия налогов положительно влияет на сокращение разрыва в доходах между средним классом и получателями самых высоких доходов.
В итоге для домашних хозяйств важным оказывается рост их не номинального, а чистого дохода. Именно он является одной из оценок уровня жизни. При снижении реальных доходов населения снижается платежеспособный спрос, экономическая активность затухает.
Располагаемый чистый доход домашних хозяйств представляет собой продукт и результат распределительных отношений. Он равен сумме доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности) и в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты) с коррективами на налоги. Схема его формирования показана на рис. 9.4.
Рис. 9.4. Формирование реального дохода домашнего хозяйства
В России реальные располагаемые денежные доходы в период до кризиса, т.е. в 2001–2008 гг., росли в среднем за год на 10,6%. После кризиса их темпы снизились и составляли 3–4% в год. За весь наблюдаемый период 2001–2012 гг. рост составил в среднем 109,2%, что превышает рост ВВП. Если в 2005 г. доля домохозяйств с годовым располагаемым доходом, превышающим 10 тыс. долл., составляла 11,5%, то сейчас – свыше 30%. Таким образом, благосостояние домашних хозяйств растет.
По своей экономической сути реальные располагаемые денежные доходы домашних хозяйств являются формой финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы домашних хозяйств представляют собой совокупность денежных средств, поступающих в распоряжение их участников и используемых для конечного потребления и сбережений. Именно чистые доходы являются той суммой средств, которые будут израсходованы на личное потребление в виде покупки товаров, оплаты услуг, прироста накоплений.
Анализ структуры денежных доходов по источникам их формирования дает возможность проследить изменение общественной структуры, степень интеграции рыночных принципов в финансы домашних хозяйств, уровень социальной ответственности государства. Конкретными источниками доходов населения являются:
• трудовая деятельность, включая работу по совместительству;
• личное подсобное хозяйство;
• стипендия;
• пенсия;
• пособия, включая пособия по безработице;
• другие виды государственного обеспечения;
• сбережения; дивиденды; проценты;
• сдача внаем или в аренду имущества;
• доход от патентов, авторских прав;
• иждивение;
• помощь других лиц, алименты.
Как видно, спектр возможных источников доходов достаточно широк, и многие домашние хозяйства в России имеют возможность сформировать диверсифицированный пул доходов.
Масштабы валовых денежных доходов представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Денежные доходы домашних хозяйств, млрд руб.
Показатели |
2005 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Денежные доходы, всего |
13 819 |
21 312 |
25 244 |
28 698 |
32 498 |
35 648 |
39 318 |
Доля, % ВВП |
63,9 |
64,1 |
61,2 |
74,0 |
70,2 |
63,9 |
62,8 |
При межстрановых сравнениях выясняется, что уровень валовых доходов населения в РФ находится в том же диапазоне, что и в развитых странах. По расчетам на основе данных ОЭСР, в 2010 г. доля доходов населения во Франции составила 61,4%, в Соединенном Королевстве – 62,6% ВВП. Уровень доходов в России выше, чем в США (59,0%), Японии (55,0), Республике Корея, Аргентине, Чили (41–50%).
Структура источников денежных доходов по состоянию на начало 2013 г. включает в себя несколько их видов (рис. 9.5). Как видно, в ней закономерно преобладает оплата труда, занимающая 2/3 всех денежных доходов. На долю социальных и иных выплат приходится 20%. Менее 14% составляют доходы от собственности и предпринимательской деятельности.
Рис. 9.5. Структура источников денежных доходов населения
В структуре доходов с 2000 г. произошли следующие изменения. Устойчивыми статьями являются оплата труда и доходы от собственности. Значимые изменения коснулись социальных выплат и предпринимательской прибыли. Доля социальных выплат увеличилась на 5 процентных пунктов, что отражает объективную картину старения населения, увеличение числа пенсионеров и других категорий, дотируемых государством. Доля доходов от предпринимательской деятельности, напротив, упала с 15,4 до 8,5%, т.е. почти в два раза. Это свидетельствует о недостаточно активном развитии частного бизнеса и снижении индивидуальных инициатив.
Рассмотрим основные источники денежных доходов домашних хозяйств. Оплата труда наемных работников представляет собой начисленные работодателем суммы для выплат наемному работнику в качестве вознаграждения за его труд. Сюда включаются все виды оплаты в сдельной и повременной форме, доплаты, надбавки, компенсации, премии, оплата отпусков и пр. До перехода к рынку доля заработной платы в общих доходах по объективным причинам была выше: в 1990 г. она составляла 3/4, а сейчас – меньше 2/3 совокупных доходов. Это связано с ростом зрелости экономики, растущими возможностями для домашних хозяйств получать доходы, помимо заработков в единственной официальной сфере, появлением рыночных форм доходов (от собственности, от капитала).
Особенностью статистики оплаты труда наемных работников в российских национальных счетах является то, что она включает скрытую оплату труда наемных работников и скрытые смешанные доходы. К ним относятся такие статьи, как выплата заработной платы без официального оформления, а также квазиоплата труда: материальная помощь, использование депозитных и страховых продуктов, премии и бонусы вне связи с результатами труда, прямая денежная компенсация социально-культурных расходов работников и т.д.
Экономический смысл "серых" каналов часто связан с заслонением работодателей от выплат по официальным страховым тарифам во внебюджетные фонды. Любое повышение тарифов приводит к росту скрытой оплаты труда. Нет нужды говорить о негативном смысле нарастания этой доли денежных доходов. Это свидетельство нестабильности и недоверия в отношениях государства и бизнеса. Рост скрытых выплат напрямую отражается на будущем благосостоянии работников, поскольку ведет к снижению уровня их будущих официальных пенсий.
Прямым счетом посчитать скрытую оплату труда невозможно. Методологическим приемом статистических служб для ее улавливания является подсчет косвенным методом – путем выявления разницы между официальными доходами и расходами, включая сбережения. В 2012 г. скрытая оплата составила 9,0 трлн руб., или почти 30% общих доходов работников. В "тень" уходит все большая часть валового внутреннего продукта в отношении оплаты живого труда: в 2000 г. 11,1%, а в 2012 г. – уже 14,4%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в среднем за период 2001–2012 гг. росла на 10,2%. В 2012 г. она превысила уровень 2008 г. почти в 1,5 раза и достигла 26,8 тыс. руб. Ее долларовый эквивалент вырос с 303 долл. в 2005 г. до 883 долл. на начало 2013 г. Уровень среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения составил 381%.
За средним значением скрывается немалая дифференциация по отраслям и сферам. Лидерами по уровню зарплат являются топливно-энергетический и финансовый секторы экономики. Так, при среднем уровне заработной платы 26,8 тыс. руб. в добыче полезных ископаемых она составляла 50,5 тыс. руб., в финансовом секторе – 59,1 тыс. руб. Одновременно в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве ее уровень составил всего 12–14 тыс. руб. Такие разрывы рождают социальное неравенство, лишают работников стимулов к эффективному труду.
Реальная заработная плата в целом по экономике за 2008– 2012 гг. выросла на 26,1%. При этом сильным было влияние кризиса, в ходе которого работодатели снижали издержки производства, в первую очередь сокращая расходы на оплату труда. В 2009 г. номинальная начисленная заработная плата выросла всего на 7,8%, что было ниже уровня инфляции. В результате реальная заработная плата за 2009 г. снизилась на 3,5%.
Государство регулирует уровень оплаты труда, устанавливая, а при необходимости и повышая минимальные государственные гарантии по оплате труда. Так, для смягчения условий кризиса 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был увеличен на 90%, до 4330 руб., а с 1 января 2013 г. он составляет 5205 руб. Регулярные повышения последовательно приближают минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения (в настоящее время 6131 руб.). Сам прожиточный минимум будет увеличен в связи с введением в 2018, 2023 и 2028 гг. новой потребительской корзины, которая по закону должна определяться не реже одного раза в 5 лет.
Особое социальное значение имеет оплата труда в бюджетной сфере. В конце 2008 г. начался процесс перевода федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда, предусматривающие расширение самостоятельности руководителей учреждений в установлении условий и размеров оплаты труда в соответствии с качеством и эффективностью оказываемых государственных услуг. Это именуется переходом на эффективный контракт.
Всего на повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 80,2 млрд руб. в 2014 г., 126,5 млрд руб. в 2015 г. и 181,2 млрд руб. в 2016 г.
Поэтапное повышение заработной платы федеральных государственных учреждений и субсидий бюджетным и автономным учреждениям постепенно и последовательно приближает уровень оплаты труда в этой сфере к среднероссийским значениям. Однако должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым повышение уровня оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях не должно приводить к неконкурентоспособное™ других сфер экономики.
Требует внимания и оплата труда домашних хозяйств, обеспечивающих поддержание и развитие человеческого капитала. В настоящее время заработная плата в социокультурных видах экономической деятельности (здравоохранение, образование) находится на уровне 71–77% среднего заработка по экономике.
Социальные выплаты. Это разнообразный по своему составу блок денежных трансфертов социального характера. Следует отметить, что социальные выплаты учитываются в денежной оценке, хотя их материально-вещественная форма предполагает не только денежный облик трансфертов, но и форму льгот, натурально-вещественной помощи.
Социальные выплаты являются мощным инструментом сокращения неравенства располагаемых доходов. Социальные трансферты и бесплатные или субсидируемые государственные услуги ориентированы на конкретные социальные группы населения, находящиеся в особенно неблагоприятном или уязвимом положении, например бедное население, многодетные семьи, престарелые и безработные.
Социальные выплаты формируют все большую долю доходов домашних хозяйств. В настоящее время в России она приближается к пятой части совокупного денежного дохода. В перечень социальных выплат включаются пенсии, льготные выплаты, компенсации, дотации, пособия малообеспеченным семьям, материнские пособия, пособия по безработице, страховые возмещения, материальная помощь, стипендии и другие источники доходов. Домашние хозяйства могут получать доходы в виде оплаты услуг учреждений здравоохранения, образования и иных социокультурных учреждений.
Источниками финансирования социальных трансфертов являются бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, средства предприятий и профсоюзов. Наибольшая часть приходится на государственные источники. Расходы социального характера из бюджета и внебюджетных фондов в России неуклонно растут. Они занимают треть всех расходов бюджетной системы. В 2013 г. они составили 8,5 трлн руб., в 2014–2016 гг . увеличатся до 8,7–10,1 трлн руб.
В гл. 6 были рассмотрены опорные точки развития пенсионного обеспечения в России. Помимо важных качественных трансформаций важен и количественный аспект. За 2008–2012 гг. средняя пенсия номинально выросла в 2,9 раза, в реальном выражении – на 88,6 %. Соотношение трудовой пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера увеличилось со 108,4% в 2002 г. до 181,1% в 2012 г. Повышение трудовых и социальных пенсий 1 апреля 2013 г. коснулось более 40 млн чел.
Отдельным видом социальных выплат является социальная помощь: компенсации, денежные выплаты нуждающимся семьям с детьми, в том числе детям-сиротам, выплаты материнского (семейного) капитала. Доля социальных выплат в доходах населения составляет менее 1%, а общие расходы государства на поддержку малообеспеченных домохозяйств увеличились с 2,5 до 3,9% ВВП.
Для увеличения социальной защищенности домохозяйств действует механизм индексации социальных выплат отдельным категориям граждан: государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пр. Размер ежегодной индексации в последние годы составляет 6–10%.
Проблемой в области социальной поддержки является уровень ее эффективности и адресности. Политика социального обеспечения, унаследованная от Советского Союза, предполагала всеобщее право на получение государственных субсидий. В итоге ресурсы распределяются в небольших суммах среди широких слоев населения. В условиях ограниченных государственных ресурсов, особенно в условиях зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, важно определиться, должны ли социальные ассигнования носить адресный характер или охватывать все общество.
Существовавшая долгое время система многочисленных разрозненных дотаций и льгот, часто неадресных и неэффективных, постепенно сменяется системой принципиально иной конфигурации. В программах социально-экономического развития и в бюджетах содержатся меры по унификации, укрупнению, консолидации и целевому назначению льгот, замене многих из них денежными выплатами, отмене неэффективных дотаций.
В целях повышения адресности трансфертов в 2010 г. началось внедрение системы социальных контрактов как механизма предоставления государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Это договор социальной адаптации о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты по месту жительства граждан. Социальные контракты направлены на повышение качества жизни указанной группы населения путем более полной реализации их трудового потенциала и активизации адаптивных возможностей семьи.
После проведения в 17 субъектах РФ эксперимента в 2012 г. система социальных контрактов закреплена на уровне федерального законодательства.
Доходы от предпринимательской деятельности. Этот вид денежных доходов включает два вида прибыли: прибыль, получаемую официально, от организованного домашними хозяйствами бизнеса, и прибыль от стихийного, несистематического, нерегистрируемого, а значит, нерегулируемого частного бизнеса. Примером организованной коммерции является регистрация индивидуальных предпринимателей (самозанятые домашние хозяйства, не привлекающие наемную рабочую силу), а неорганизованного бизнеса – надомничество, неофициальное репетиторство, оказание частных консультационных, медицинских, ремонтных, транспортных и других услуг.
В настоящее время доля доходов от предпринимательства составляет 8,5% в общих доходах населения, тогда как в 2000 г. она достигала 15,4%. По сути, предпринимательство находится в фазе стагнации. В отдельных сферах индивидуальное предпринимательство занимает значительный удельный вес. В розничной торговле на долю почти 310 тыс. индивидуальных предпринимателей вне рынка приходится 24,2% всего оборота. Активно увеличивается количество самозанятых в интернет-пространстве. Большой потенциал имеют такие домохозяйства, как отставные военнослужащие, молодежь, студенты, граждане, потерявшие работу. Государство должно реализовать специальные программы их поддержки, переобучения и стимулирования.
Весомость доходов от предпринимательства зависит от степени зрелости рыночной экономики и от государственной политики в области поощрения частного предпринимательства, микробизнеса, индивидуальных коммерческих начинаний и инициатив. Примером косвенного негативного влияния государственной финансовой политики на активность частного предпринимательства является увеличение (удвоение) тарифа страховых взносов для "самозанятых" граждан. Эта мера коснулось 4 млн. чел. индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, фермеров, частнопрактикующих граждан (нотариусов, адвокатов), в результате чего зафиксировано массовое прекращение бизнеса. Таким образом, в сфере предпринимательства необходима эффективная государственная политика. В частности, введен патент для самозанятых граждан как самостоятельный специальный налоговый режим, где определены 47 видов деятельности для их патентования.
В соответствии с долгосрочным прогнозом Министерства экономического развития к 2030 г. возможно достичь количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей 5,4 млн чел., или 38,2 единицы на 1 тыс. чел. населения.
Доходы от собственности. В эти доходы включаются денежные доходы от использования материальных активов (собственности) и финансовых активов, находящихся в распоряжении домохозяйств.
Доходы от нефинансовых активов имеют рентный характер и приносят доход участнику домашнего хозяйства в виде платы от сдачи в аренду имущества, земельных участков, жилых помещений, принадлежащих домохозяйству на правах собственности. Доходы от финансовых активов представлены дивидендами на акции в индивидуальном портфеле, процентами по долговым бумагам, банковским вкладам, паям инвестиционных фондов, курсовыми разницами от операций с иностранной валютой, компенсациями по вкладам граждан и пр.
Доходы от собственности и финансовых активов составляют крайне малую долю – 5% доходов населения. Только 2% домохозяйств отмечают их как значимый источник денежных поступлений. Дальнейшая динамика доходов от собственности зависит от развития и углубления рыночных основ экономики. Это предполагает расширение и институциональную модернизацию рынков, на которых осуществляются трансакции с материальными и финансовыми активами. Рынок недвижимости, земельный, фондовый, валютный рынки должны иметь инфраструктуру, обеспечивающую свободный доступ домашних хозяйств к покупке активов и их отчуждению на вторичных рынках. В формировании зрелого рынка, к примеру, большое значение приобретает реальная кадастровая оценка земли, справедливая оценка объектов недвижимости. Это обеспечивает уверенность в сохранности инвестиций и получении дохода на них.
Для рынка материальных активов важным является утверждение непреложного права собственности и защиты права домохозяйства-инвестора на доход от нее. Гарантии прав собственности на доход важны и для финансовых рынков с учетом специфики его сегментов. К примеру, страхование вкладов граждан в банках и повышение уровня страховых выплат является одной из таких надежных гарантий, поскольку гарантируется сохранение не только сбережений, но и дохода на них.
Следует отметить довольно высокую степень свободы домашних хозяйств в операциях с финансовыми активами. Эффект в виде максимизации дохода от владения акциями, облигациями, от депозитов, инвестиционных паев в значительной степени конструируется самими домохозяйствами на стадии формировании эффективного персонального инвестиционного портфеля. При возрастании финансовых возможностей привлечение профессионального посредника увеличивает вероятность максимизации дохода. Тем не менее исход вложений в значительной степени детерминируется конъюнктурой рынка. Поэтому операции с собственностью, особенно с финансовым капиталом, объективно являются рискованным направлением деятельности домохозяйств, а доходы от них – нестабильным источником. Они могут стать значительным каналом получения денежных доходов для домашних хозяйств только в стране с развитыми и хорошо регулируемыми финансовыми рынками.
Прочие доходы. Для отдельного домашнего хозяйства это – слабопрогнозируемая и нестабильная часть его доходов. В прочие доходы включаются разнообразные денежные трансферты в виде выигрышей, всевозможных компенсаций, погашения частных долгов и иных поступлений по линии взаимодействия домохозяйств хозяйств друг с другом, с госсектором и иными экономическими агентами. Эта часть доходов составляет незначительную часть – 2% всех денежных доходов домашних хозяйств; в масштабах всей страны это около 800 млрд руб.