Финансовые методы стимулирования инновационной деятельности
Инновационная активность субъекта предпринимательской деятельности во многом зависит от его институционального окружения. К такому окружению относятся: система образования, в том числе высшего образования; система осуществления научной деятельности и разработок; общие базы кодифицированных знаний, в том числе публикации, технические, экологические и управленческие стандарты; государственная политика, направленная на инновационную активность; правовые условия, включая патентное право; инфраструктура; доступ к венчурному финансированию; развитость связей с потребителями и поставщиками[1]. Многие элементы, связанные с этим институциональным окружением, обеспечиваются бюджетным финансированием.
Финансирование научных исследований и разработок
Инновации невозможны без проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные, при этом прикладные исследования базируются на фундаментальных исследованиях. Как правило, финансирование фундаментальных исследований осуществляется за счет средств бюджета центрального правительства (федерального — в федеративных государствах), прикладные исследования — и за счет бюджетных средств, и за счет средств компаний, частных лиц, специальных фондов.
В табл. 5.2.1 приведены сведения о доле бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки в процентах к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы в странах ОЭСР. Эта доля колеблется от 0,92% в Греции до 7,14% в Испании. В Российской Федерации в 2011 г. расходы федерального бюджета на научные исследования составляли 2,87% к общему объему расходов федерального бюджета (в том числе на фундаментальные исследования — 0,10%) или 0,57% ВВП.
Таблица 5.2.1. Доля бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы в странах ОЭСР
Страна |
2004 г. |
2007 г. |
Испания |
5,06 |
7,14 |
США |
5,10 |
4,72 |
Южная Корея |
4.25 |
4.31 |
Финляндия |
3,91 |
4,10 |
Канада (2004—2006) |
3,82 |
3,76 |
Франция |
4,03 |
3,43 |
Швеция |
2,87 |
2.87 |
Исландия |
2,76 |
2,68 |
Нидерланды |
2,72 |
2,58 |
Португалия |
2,01 |
2,56 |
Австрия |
2,12 |
2,48 |
Италия (2005—2008) |
2.50 |
2,36 |
Норвегия |
2,09 |
2,35 |
Словения |
2,02 |
1,99 |
Чехия |
1,56 |
1,93 |
Германия |
1,62 |
1,77 |
Дания |
1,31 |
1,57 |
Великобритания |
1,61 |
1,49 |
Ирландия |
1.27 |
1,36 |
Польша |
1,27 |
1,30 |
Люксембург |
0,87 |
1,28 |
Бельгия |
1,19 |
1,25 |
Венгрия (2005—2008) |
1.27 |
1.19 |
Словакия |
1,22 |
1,11 |
Греция |
0.86 |
0.92 |
В отличие от зарубежных стран, в которых организация научных исследований осуществляется, как правило, учреждениями высшего профессионального образования (университетская наука), в Российской Федерации исторически сложилась организация фундаментальных и прикладных научных исследований на основе научно-исследовательских институтов Российской академии наук, ее региональных отделений, а также отраслевых академий наук и их институтов (табл. 5.2.2).
Таблица 5.2.2. Фундаментальные исследования, проведенные в государственном секторе, % от общего объема фундаментальных исследований в 2010 г.
Страна |
Университетская наука |
Специальные государственные научные институты |
|||
Норвегия |
76,9 |
14,9 |
|||
Дания (2005 г.) |
73,1 |
6.2 |
|||
Исландия |
70,3 |
20,4 |
|||
Португалия |
69,6 |
4,7 |
|||
Австрия |
68,7 |
6.7 |
|||
Франция |
66.7 |
16,0 |
|||
Кипр (2002 г.) |
64,0 |
22,3 |
|||
Швейцария (2004 г.) |
64,0 |
0.1 |
|||
Эстония (2002 г.) |
63.4 |
30,7 |
|||
Испания |
62.5 |
26.8 |
|||
Израиль |
62,4 |
6,0 |
|||
Ирландия (2006 г.) |
60.2 |
3.6 |
|||
Мексика (2003 г.) |
59.7 |
28,9 |
|||
Италия (2006 г.) |
59,4 |
24,0 |
|||
Австралия (2006 г.) |
57,1 |
20,9 |
|||
США |
56,6 |
15,1 |
|||
Сингапур |
55,0 |
1,9 |
|||
Новая Зеландия |
52,9 |
35,8 |
|||
Польша |
49,9 |
45,1 |
|||
Китай |
49,7 |
44,3 |
|||
ЮАР (2006 г.) |
43,8 |
28,4 |
|||
Венгрия |
41,9 |
53,4 |
|||
Словакия |
41,9 |
57,0 |
|||
Аргентина |
40,7 |
54,5 |
|||
Япония |
39,3 |
15,2 |
|||
Словения |
37,0 |
47,0 |
|
||
Чехия |
34,8 |
54,8 |
|
||
Чили (2004 г.) |
31,8 |
4,7 |
|
||
Румыния |
31,2 |
46,3 |
|
||
Южная Корея |
27,8 |
19,6 |
|
||
Российская Федерация |
12,0 |
70,7 |
|
||
Следует отметить, что в настоящее время принимаются меры по развитию вузовской науки в России, включая присвоение статуса национальных и научно-исследовательских университетов, государственные заказы на научные исследования и разработки, создание научно-исследовательских центров в вузах, проведение Минобрнауки России ведомственных целевых программ, привлечение ученых академических институтов к преподавательской и научно-исследовательской деятельности в университетах, приглашение зарубежных ученых к чтению лекций и др. Интеграция науки и образования в Российской Федерации является одним из направлений Стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 г.[2] В государственной программе Российской Федерации "Развитие науки и технологий" отмечено, что на базе ведущих вузов России создается инновационная инфраструктура, происходит стимулирование их кооперации с высокотехнологичными компаниями, создаются лаборатории под руководством ведущих ученых[3] .
В научной литературе ведется дискуссия о наиболее эффективной форме бюджетного финансирования научных исследований: институциональное финансирование или финансирование конкретных проектов. По мнению Д. Брауна, основными проблемами бюджетного финансирования научных исследований являются следующие: выбор наилучших исследователей в соответствующей области (как избежать неблагоприятного выбора), обеспечение сочетания независимости исследователей и тех результатов, которые хотят получить органы государственной власти (политики) как заказчики (проблема результативности), исключение преследования учеными собственных целей, вместо того, чтобы реализовывать поставленные заказчиками цели (проблема морального риска). Решение этих проблем достигается созданием государственно-частных институтов, использованием экспертной оценки, зависимостью финансовой автономии научных институтов от неопределенности целей и результатов исследований (например, фундаментальные исследования)[4]. Как считают Д. Браун, Б. Поти и Эм. Реаль, в последние 30 лет произошел переход от бюджетного финансирования научных исследований, при которых сохранялась высокая независимость ученых в выборе направлений исследований и оценки их результатов, к программному финансированию с заранее определяемыми результатами, при этом к оценке результатов исследования могут привлекаться частные институты и общественные организации.
В табл. 5.2.3 приведены данные о бюджетном финансировании университетской науки, при этом есть страны, которые придерживаются институционального финансирования (Израиль, Германия, Новая Зеландия, Австрия, Нидерланды, Норвегия, Чехия), есть страны, в которых доля каждой формы примерно одинакова (Канада, Ирландия, Австралия), а также страны (Бельгия, Южная Корея), где отдается предпочтение финансированию проектов.
Таблица 5.2.3. Формы бюджетного финансирования университетской науки[5]
Страна |
Институциональное финансирование |
Финансирование проектов |
|
|
Израиль |
95,8 |
4.2 |
|
|
Германия |
93,3 |
6,7 |
|
|
Новая Зеландия |
92,9 |
7,1 |
|
|
Австрия (2005 г.) |
90,6 |
9,4 |
|
|
Нидерланды |
78,9 |
21,1 |
|
|
Швейцария |
73,7 |
26,3 |
||
Норвегия |
63,4 |
36,6 |
||
Польша |
60,1 |
39,9 |
||
Чехия |
60,1 |
39,9 |
||
Канада |
55,5 |
44,5 |
||
Ирландия |
0,1 |
49,9 |
||
Австралия |
47,1 |
52,9 |
||
Бельгия |
35,7 |
64,3 |
||
Южная Корея |
17,8 |
82,2 |
||
В Российской Федерации используются обе формы бюджетного финансирования научных исследований, в том числе предполагающие конкурсные основы распределения средств на исследования. Например, в составе финансовых ресурсов федерального бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)"[6] в 2013 г. средства федерального бюджета составляют 8,0 млрд руб. (6% общей суммы расходов федерального бюджета на научные исследования в гражданской сфере)2. Основная задача РФФИ — проведение конкурсного отбора лучших научных проектов из числа тех, что представлены учеными в инициативном порядке, и последующее организационно-финансовое обеспечение поддержанных проектов. В настоящее время РФФИ осуществляет различные виды конкурсов и конкурсных программ поддержки ученых, в том числе международные и региональные. Аналогичным образом действует Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Нормативные правовые акты
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится о необходимости расширения и развития грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ в сфере фундаментальной науки, а также персонализация финансирования научных коллективов и обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
Среди мероприятий, финансируемых РФФИ и РГНФ, можно также назвать предоставление грантов российским ученым для участия в международных конференциях и т.д. Термин "грант" отсутствует в российском бюджетном законодательстве, но широко применяется в налоговом законодательстве, а также законодательстве, регулирующем научную деятельность.
Нормативные правовые акты
Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Статья 2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Степень "инновационность" экономики определяется не только государственными и муниципальными расходами на проведение научных исследований, но и расходами на НИОКР непосредственно субъектами предпринимательской деятельности. Кроме налоговых методов в разных странах используется и прямая государственная финансовая поддержка субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих расходы на научные исследования и разработки. В табл. 5.2.4 приведены данные о прямой государственной финансовой поддержке расходов субъектов предпринимательской деятельности на исследования и развитие (Ы&Б) в странах ОЭСР.
Таблица 5.2.4. Прямая государственная финансовая поддержка расходов субъектов предпринимательской деятельности на исследования и развитие в странах ОЭСР в 2010 г.
Страна |
% ВВП |
США (2008) |
0,18 |
Франция (2008) |
0.15 |
Южная Корея (2008) |
0,15 |
Чехия |
0,13 |
Испания |
0,12 |
Швеция |
0,11 |
Австрия |
0,10 |
Финляндия |
0,09 |
Норвегия (2008) |
0.09 |
Германия |
0,08 |
Великобритания (2008) |
0.08 |
Исландия (2008) |
0.08 |
Бельгия |
0.07 |
Люксембург |
0.05 |
Дания (2008) |
0,05 |
Венгрия |
0,05 |
Австралия (2006) |
0,05 |
Ирландия |
0.05 |
Новая Зеландия |
0,05 |
Италия |
0,04 |
Швейцария (2008) |
0,04 |
Япония |
0.03 |
Турция |
0.05 |
Словакия (2008) |
0,03 |
Нидерланды |
0,02 |
Канада(2008) |
0,02 |
Португалия |
0,02 |
Польша |
0,02 |
Мексика |
0.01 |
Греция (2005) |
0,01 |
В условиях ограниченности бюджетных средств важно определять приоритетные отрасли научных исследований. Нужно осознавать, что очень многие научные достижения и инновации в гражданской сфере пришли из исследований и разработок для военных целей. В табл. 5.2.5 приведено распределение бюджетных ассигнований на научные исследования и развитие (Я&И) в разрезе отдельных социально-экономических объектов в зарубежных странах. Данные табл. 5.2.5 свидетельствуют о двух приоритетных направлениях бюджетного финансирования научных исследований: оборона, а также здравоохранение и охрана окружающей среды.