Финансовое обеспечение и финансовая стратегия в системе СКП
– В таком случае вы плохо кончите, молодой человек, – наставительно сказал Остап.
– Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок"
В соответствии с особой логикой алгоритма разработки стратегии конкурентного позиционирования, которая последовательно излагается в параграфе 3.3, представляется очевидным, что такая стратегия (СКП) должна иметь адекватное финансовое обеспечение. Из изложенного выше становится также понятным, что проработка СКП в части ее полноценного финансового обеспечения относится к завершающему этапу разработки такой стратегии.
После разработки нескольких вариантов финансового обеспечения всей системы СКП возникает естественный вопрос о выборе по тем или иным критериям так называемого лучшего варианта. А осмысление таких критериев, обоснование конкретного ситуационного выбора и его доработка в соответствующую стратегическую программу – это уже переход к конкретной финансовой стратегии, к разработке всех ее основных составляющих.
• Финансовая стратегия – это подсистема общей стратегии, которая в виде особой программы действий представляет ситуационно достаточный комплекс стратегических решений в области эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов.
В качестве подсистемы именно стратегии конкурентного позиционирования комплекс решений финансовой стратегии делает свой специфический важный вклад в системное устойчивое конкурентное преимущество конкретной компании в конкретно заданном стратегическом периоде.
В несколько ином аспекте финансовая стратегия как результат процесса разработки и формализации соответствующей подсистемы управленческих решений – это еще и особая практика, которая относится к области пересечения стратегического и финансового менеджмента.
Особенности. Значение финансовой стратегии, т.е. финансовой подсистемы общей стратегии компании, представляется очевидным. И "особенно очевидным" исключительная важность полноценного финансового обеспечения любой конкретной общей стратегии компании (и соответствующей конкретной финансовой стратегии) становится в кризисные годы. Поэтому в качестве первой особенности финансовой стратегии обычно указывают так называемую "критичность".
Итак, финансовый фактор – это важнейший критический фактор ведения любого бизнеса, как в том или ином тактическом, так и в каждом конкретном стратегическом периоде времени. Следовательно, специфическую критичность можно считать первой особенностью любой финансовой стратегии.
Вторая особенность финансовой стратегии тоже почти очевидна, но, тем не менее, ее все-таки необходимо указать.
• Финансовое (стоимостное) измерение – особое единое измерение всех ключевых статических позиций и динамических моментов любого бизнеса.
Свой особый финансовый аспект характерен для каждой специализированной стратегии и для каждой такой стратегии является существенным. Поэтому специфические финансовые аспекты всех специализированных стратегий и общей стратегии в целом – наиболее важные составляющие полноценной финансовой стратегии.
Таким образом, особая стоимостная универсальность – это вторая особенность финансовой стратегии.
Посредством финансовой стратегии происходит специфическое стоимостное интегрирование и, главное (в идеале), – особая системная финансовая оптимизация всех отдельных стратегических позиций, каждой специализированной стратегии, и в итоге – всей СКП как общей стратегии.
Особую ориентацию на финансовую оптимизацию, т.е. на максимальную рентабельность и минимально необходимые затраты "везде и во всем", которая должна полностью соответствовать сути и характерным особенностям каждой конкретной общей стратегии, можно считать третьей особенностью финансовой стратегии.
Для финансовых стратегий современных компаний также характерна и специфическая централизация управления финансовыми ресурсами. Такая централизация практикуется для того, чтобы обеспечить строго целевое управление соответствующими централизованными финансовыми ресурсами. То есть именно таким образом компании стремятся достигать – максимально эффективного использования централизованных финансовых средств – строго в соответствии с целями конкретной общей стратегии.
В других терминах эту же особенность иногда называют: "централизованное управление стратегически значимым финансовым ресурсом", "централизованный менеджмент стратегических финансов", "централизованное управление стратегическими финансами" [1] и т.д.
Важное замечание
При разработке финансовой стратегии вашей компании надо обязательно учитывать четыре особенности такой стратегии.
Данная особенность характерна для всех видов эффективных компаний, т.е. и для так называемых монобизнесовых компаний, и для холдинговых структур. Но при этом наиболее явно и ярко ее демонстрируют эффективные холдинговые структуры. В таких структурах все основные управленческие решения, которые непосредственно связаны с так называемым финансированием наиболее важных позиций общей стратегии [2] – всегда принимаются и соответственно контролируются – не менеджерами структурных подразделений и даже не бизнес-единицами, а именно корпоративным центром холдинговой структуры [3].
Итак, специфическая так называемая управленческая централизованность финансовой стратегии – это ее четвертая особенность.
При разработке любой финансовой стратегии все представленные ее характерные особенности обязательно должны учитываться.