Финансово-правовые санкции
Санкция как обязательный элемент любой правовой нормы представляет собой прежде всего указание на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям данной нормы. "...Основная цель санкций — предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкции направлены на осуществление задач общей и частной превенции, исправление и перевоспитание правонарушителя, восстановление во всех возможных случаях нарушенного правопорядка"[1]. Таким образом, ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права — санкции, обязательном элементе любой нормы права. Правовые веления не могут быть без санкции, так как подобное веление — ничто без силы, способной обеспечить его исполнение. Без санкции нормы нрава растворились бы среди других видов социальных норм, так как потеряли бы свое специфическое государственно-принудительное значение[2]. При этом не следует отождествлять санкцию и юридическую ответственность. Санкция, являясь элементом нормы права, существует независимо от ее применения, тогда как юридическая ответственность наступает лишь при совершении неправомерного деяния, при нарушении той нормы права, в которой содержится санкция.
Санкция финансово-правовой нормы — это структурный элемент, который указывает на неблагоприятные последствия, которые должны наступить для нарушителя нормы финансового права.
Понятие "финансовые санкции" в советской научной литературе появилось в 1940 г. в учебнике М. Л. Гурвича, который подразумевал под ними наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользованием. Применялись эти санкции в тот период к нижестоящим органам власти, которые "своевременно не выполняют плана мобилизации государственных средств, задерживают их перечисление на текущий счет союзного бюджета или допускают нарушения и злоупотребления в расходовании государственных средств". В учебнике "Финансовое право" 1996 г. под редакцией О. Н. Горбуновой отмечалось, что "санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка".
На законодательном уровне термин "финансовые санкции" впервые был упомянут в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", а понятие "финансовая ответственность" — в Указе Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (в настоящее время утратившем силу).
Финансовые санкции — меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами. Иными словами, финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение финансового законодательства, в связи с этим она обладает рядом характерных черт, обусловленных спецификой механизма финансово-правового регулирования.
Основные признаки финансово-правовых санкций:
• являются частью нормы финансового права;
• могут устанавливаться только на федеральном уровне;
• в основном так или иначе предусматривают неблагоприятные последствия имущественного характера для нарушителя финансово-правовой нормы;
• фактическим основанием их применения выступает совершение финансовых правонарушений.
Финансовыми законодатель называет три санкции — взыскание недоимок, пеню и штраф. Их особенности заключаются в том, что они, во-первых, применяются в связи с нарушениями финансового законодательства, во-вторых, являются имущественными, в-третьих, взыскание производится всегда в денежной форме, в-четвертых, суммы финансовых санкций направляются в бюджет и, в-пятых, как правило, применяются компетентными органами.
Распространенной является классификация финансово-правовых санкций в зависимости от их функционального предназначения на карательные и восстановительные.
Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. К указанным санкциям принято относить пеню, которая как правовосстановительная санкция имеет свои особенности.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня определяется как денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству и муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, пеня — это дополнительное обременение для правонарушителя.
Санкционная природа пени более отчетливо следует из ст. 57 НК РФ ("Сроки уплаты налогов и сборов"), где сказано, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Следовательно, пеня связана с неблагоприятными последствиями для своего адресата и установлена на случай нарушения диспозиции — обязанности уплаты налогов.
Статья 11 НК РФ определяет недоимку как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога либо сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд. Недоимка также является результатом противоправных действий налогоплательщика, а принудительное изъятие сумм налогов и сборов — санкцией (правовосстановительной). Тем не менее недоимку можно отнести к санкциям условно, поскольку это прежде всего сумма налога, не уплаченная в установленный срок.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"" указано, что "неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона". Таким образом, Конституционный Суд РФ установил различие в правовой природе штрафа и пени, обосновав невозможность бесспорного взыскания первого и допустимость бесспорного взыскания второго. Следует указать, что недоимки и пени взыскиваются до полного возмещения причиненного государству ущерба.
Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются за финансовые правонарушения с основной целью -наказания правонарушителя. Штрафы за нарушения финансового законодательства, являясь единственной карательной финансово-правовой санкцией, взыскиваются по принципу сложения, только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.
Штраф как финансово-правая санкция отличается от административного штрафа по трем основным позициям:
1) финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием;
2) уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;
3) финансовым законодательством предусмотрен особый процессуальный порядок наложения штрафа.
Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.
Отдельные виды финансово-правовой ответственности наглядно иллюстрируют видовые особенности, цели и задачи ответственности в сфере публичных финансов, а также особенности, присущие каждому виду финансового правонарушения и санкциям, применяемым внутриотраслевыми нормативными правовыми актами.