Лекция 24. Финансово-правовое регулирование валютных отношений
1. Основные направления финансово-правового регулирования валютных отношений.
В большинстве стран мира финансовое право активно регулируют валютные отношения[1].
В частности, важную составляющую бюджета практически любого государства составляют государственные займы[2]. Например, государственные заимствования Российской Федерации образуют займы и кредиты, привлекаемые от юридических лиц, международных финансовых организаций, иных субъектов международного финансового права, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 123 БК РФ).
В мире широко распространена практика предоставления государствами мер обеспечения выполнения обязательств. Нормы финансового права подробно регламентируют предоставление государственных гарантий Российской Федерации д ля обеспечения обязательств в иностранной валюте (ст. 116 БК РФ).
Средства многих фондов государства размещены в иностранной валюте. Так, средства российского Резервного фонда частично размещаются в иностранной валюте и финансовых активах, номинированных в иностранной валюте (долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств; долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях).
Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов может производиться за счет валютных средств налогоплательщика (налогового агента). К примеру, на основании ст. 46 НК РФ при недостаточности средств на рублевых счетах взыскание налога может производиться с валютных счетов лица.
Таким образом, многие валютные отношения регулируются не только собственно валютным (в некоторых странах валютное право образует самостоятельную отрасль права), но и финансовым правом. В Российской Федерации выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования.
1) Регулирование конвертации валюты. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.
2) Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Российскую Федерацию, текущими считаются операции, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относится большинство экспортно-импортных операций; в этой области валютное регулирование "переплетено" с таможенным и налоговым.
3) Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком исполнения более 180 дней[3].
4) Валютный контроль. Целью данного вида контроля является обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте. Организация валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков.
Таким образом, под финансово-правовое регулирование в Российской Федерации подпадают практически все группы валютных правоотношений.
2. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.
В Российской Федерации нормы права, регулирующие валютно-финансовые отношения, содержатся в двух группах актов. В их числе:
а) акты валютного законодательства Российской Федерации. Оно состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов;
б) акты органов валютного регулирования[4]. Органы валютного регулирования издают нормативные акты только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании.
Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, указанные документы применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют (ст. 4 Закона о валютном регулировании).
Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования не применяются. Однако это правило не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне".
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Практически все страны мира исходят из концепции экстерриториального действия норм национального валютного законодательства. В силу ст. VIII Статей Соглашения о Международном валютном фонде 1944 г. "исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства- члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территориях ни одного государства-члена". Таким образом, внешнеэкономические сделки российских резидентов[5], в которых используется валюта любого государства – члена Μ ВФ, противоречащие российским валютно-финансовым нормам, не подлежат судебной защите на территории любой страны – участницы МВФ. Соответственно, валютные контракты российских резидентов, подписанные за рубежом, подлежат контролю со стороны Российской Федерации.
Однако валютные правоотношения в Российской Федерации регулируются не только нормами национального, но и международного права.
3. Нормы международного права, регулирующие валютнофинансовые отношения.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101- ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Согласно ст. 4 Закона о валютном регулировании, международные договоры РФ применяются к валютным отношениям, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, применяются правила указанного международного договора.
Нормы международного права регламентируют широкий круг валютно-финансовых правоотношений. В их числе:
1) функционирование международных валютных организаций (МВФ; Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития и др.), в которых участвует Российская Федерация[6];
2) межгосударственные денежно-кредитные отношения (правовой режим межгосударственных неторговых платежей; межгосударственные займы; урегулирование взаимных межгосударственных требований; международно-правовое регулирование банковских отношений);
3) совершение отдельных категорий валютных операций и связанных с этим юридических действий (условий ввоза – вывоза валюты, упрощенный порядок таможенного оформления товаров и валюты и др.);
4) межгосударственные отношения с драгоценными камнями и драгоценными металлами (межгосударственные поставки камней и драгметаллов и др.);
5) сотрудничество в области валютного и экспортного контроля[7];
6) сотрудничество в борьбе с нарушениями валютнофинансового законодательства[8].