Финансово-экономический кризис 1998 г. и преодоление его последствий
В результате правительственной "игры в пирамиду ГКО" у государства возрастал внутренний долг, который вряд ли можно было покрыть за счет внешних финансовых инъекций и средств, полученных в результате ужесточения налоговой политики. Единственной мерой по выходу из финансового тупика могли стать немедленно объявленная девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. Но вместо этого правительство С. В. Кириенко усилило финансовый контроль за "естественными монополиями", и прежде всего в отношении основного экспортера страны, получающего реальные валютные средства, - РАО "Газпром", потребовав срочного погашения задолженности госбюджету.
Помимо этого, в июле 1998 г. в ходе консультаций с представителями международных финансовых организаций, которые вел Л. Б. Чубайс как "специальный уполномоченный Президента России", было достигнуто соглашение о предоставлении нашей стране "стабилизационного" кредита МВФ на срок 1,5 года в сумме 15 млрд долл., а также займа Всемирного банка и кредита правительства Японии в 800 млн долл. США. Первый транш займа в размере 3 млрд долл. на поддержание "валютного коридора" и сохранение "твердого" рубля поступил в Центробанк России от МВФ уже в начале августа 1998 г. Однако столь солидное финансовое вливание не смогло затормозить обвальный процесс банкротства госбюджета России, обусловленный невозможностью аккумулировать огромные финансовые ресурсы, необходимые для покрытия долгов по ГКО. Осознавая бесперспективность игры в "русскую пирамиду" гособязательств, большинство участников финансового рынка прибегли к маневру "бегства от рубля", хотя Центробанк России путем "валютных интервенций" (около 1 млрд долл.) пытался остановить падение курса национальной валюты. Финансовый кризис грянул 17 августа 1998 г., разрушив надежды инвесторов на постепенный выход России из затяжного спада.
По данным Госкомстата России, ВВП в нашей стране в 1998 г. составил лишь 2,7 трлн руб. (в новом масштабе цен) и по сравнению с 1997 г. снизился па 4,6%, а доля производства товаров сократилась до 39,4% ВВП (промышленных товаров - на 0,5%, сельскохозяйственной продукции - на 0,6%). В целом же за 1998 г. выпуск промышленной продукции в России в количественном измерении был свернут на 5,2%. В январе 1999 г. среднемесячная инфляция в нашей стране составляла 8,5%. Однако благодаря жесткому финансовому регулированию, осуществляемому Центральным банком РФ, уже к маю 1999 г. удалось добиться ее снижения до 2,5%. Немаловажную роль в стабилизации всей российской валютно-финансовой системы в течение 1999 г. сыграли и в целом позитивные действия руководителей финансового блока правительства. Благодаря их усилиям к июлю 1999 г. удалось добиться от МВФ и Парижского клуба зарубежных кредиторов "пакетного" соглашения об отсрочке выплат внешних долгов России. Важнейшим показателем изменений в макроэкономической сфере являлась динамика доходов и потребительских расходов населения. Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления (потребительских расходов). Так, реальные личные доходы наших соотечественников к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25%, а потребительские расходы - на 20%, причем значительно возросло потребление более дешевых отечественных товаров.
Экономика России в начале XXI в.
Экономическое развитие России с 2001 г. позволяло говорить об оптимистической перспективе. В самом деле, показатель ВВП России в среднем уже в первом полугодии вырос более чем на 5%, а в пяти базовых отраслях (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле) рост производства составлял даже 5,3%. Инвестиции в основной капитал выросли на 4,2%, при этом деньги шли в капиталоемкие отрасли - машиностроение и металлообработку. В структуре экономики хотя и преобладало производство товаров (44% - один из самых высоких показателей в мире), но впервые значительно возросло и производство услуг. При этом трудно судить о том, действительно ли предприятия уже почувствовали "прелести" нового либерального налогового режима (единая ставка подоходного налога - 13% при налоге НДС 25%). Одним из главных источников роста ВВП стало повышение начисленной заработной платы. Статистика фиксировала также и общее сокращение теневого сектора экономики, в который были включены до 9 млн россиян. Принятие нового Налогового кодекса РФ, предусматривающего введение единого 13-процентного подоходного налога, побудило предпринимателей перенести выплату зарплат на 2001 г., чтобы уменьшить налоговый пресс. Но у введения низкого налога на доходы оказалась и "ахиллесова пята" в виде инфляции. Волна денег сразу подстегнула рост цен, который особенно усилился после решения естественных монополистов - РАО "ЕЭС" и РАО "РЖД" о повышении тарифов. Главной угрозой для экономики России являлся рост инфляции, которая в 2001 г. достигала 20%. Налоговая реформа усиливала инфляционные процессы, однако основной причиной грозящих проблем считается не вышедшие из тени зарплаты россиян, а управление платежным балансом, который складывался в пользу России. Приходящие в страну долларовые авуары оседали у экспортеров и в валютных резервах Центробанка РФ, которые к середине 2002 г. составили уже свыше 40 млрд долл. США, а взамен в национальную экономику эмитировались рубли. В целом по итогам социально-экономического развития России в 2001 г. рост ВВП за год составил 5,5 %, а реальные доходы населения выросли на 6,5% при росте средней заработной платы по стране 21%.
Особенностью развития экономики страны после августовского кризиса 1998 г. являлось заметное оживление внутреннего производства, а также инвестирование в реальный сектор экономики накоплений отечественных товаропроизводителей, что, в свою очередь, способствовало укреплению внутреннего рынка. Так, индекс РТС, определяющий курсовую стоимость ценных бумаг российских кампаний, вырос в 2001 г. вдвое по сравнению с 2000 г. Вместе с тем темпы роста экономики нашей страны за 2002 г. были достаточно умеренными. По итогам социально-экономического развития России в 2003 г. на фоне сохраняющихся высоких мировых цен на энергоносители руководству страны удалось добиться довольно стабильного положения в экономике. Так, прирост ВВП за год составил 6,7%, или почти в два раза превысил темпы экономического развития страны в 2002 г., а инфляция сохранилась на прежнем уровне и составила 12%. Вместе с тем темпы прироста денежных доходов населения составили почти 14% (это самый высокий показатель за весь постсоветский период российской истории), при том что производительность труда в России выросла лишь на 8%. Благодаря экспорту нефти и газа на мировой рынок золотовалютные резервы Центробанка РФ за 2003 г. выросли практически втрое и к 2005 г. составили рекордную сумму - свыше 120 млрд долл. США. Это позволило с уверенностью прогнозировать порядок выплаты нашей страной внешнего долга. Благодаря профициту бюджета был создан стабилизационный фонд, объем ресурсов которого к 2005 г. составил до 1 трлн руб.
В июне 2003 г. в послании Президента РФ Федеральному Собранию правительству было предложено добиваться удвоения ВВП России. В соответствии с этой концепцией и разрабатывалась макроэкономическая стратегия страны на ближайшие годы. По итогам экономического развития 2000 г. оказался самым успешным: важнейший показатель - уровень ВВП вырос почти на 9% (в два раза превысив рост экономики России в 1999 г.). Показатель прироста ВВП в 2003 г. составил 7,3%, в 2004 г. около 7,2%. В абсолютных цифрах валовой прирост российского производства в 2004 г. составил 16,778 млрд руб. (около 600 млрд долл. США). Это примерно соответствует среднегодовым темпам роста российской экономики за последние пять лет. В долларовом эквиваленте рост ВВП на душу населения в 2004 г. составил около 4 тыс. долл. США, что вдвое превышает аналогичный показатель 2000 г. и почти в три раза - показатель за 1999 г. Благодаря благоприятной конъюнктуре на российские энергоносители и другие важнейшие сырьевые товары на мировом рынке их экспорт в 2004-2007 гг. почти в два раза превзошел импорт, достигнув рекордного сальдо торгового баланса: до 80 млрд долл. США.
Тенденции, сформировавшиеся в динамике экономического роста России, позволяли определить рост ВВП в целом за 2004-2007 гг. на уровне 7,2%, а уровень инфляции - в среднем 11%. Индекс промышленного производства за 2005 г. составил 104% по сравнению с 107,6% в 2004 г. Замедление динамики было обусловлено низкими темпами роста добычи полезных ископаемых (в том числе нефти: 102,2% против 109,3% за 11 месяцев 2004 г.) и неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта, хотя в 2005 г. тенденция к опережающему развитию обрабатывающих производств по сравнению с добычей топливно-энергетических ископаемых еще более усилилась. Доходы населения за 2005-2007 гг. увеличились на 10-12% (против 8,4% в 2004 г.), а банковские кредиты населению выросли на 67,7%, тогда как кредиты производственному сектору экономики (нефинансовым организациям) увеличились на 23,4%. На этом фоне капитализация фондового рынка России по отношению к 1999 г. выросла в 22 раза и в конце 2007 г. составила 1 трлн 330 млрд долл. США. Статистика подтверждала серьезный экономический прогресс: с 2000 по 2007 г. ВВП вырос на 72%, промышленное производство - на 56,2%, сельское хозяйство - на 34,2%, внешнеторговый оборот - более чем в пять раз, инвестиции в основной капитал - на 159,3%. Реальные денежные доходы населения (с учетом официальных данных инфляции) выросли к 2008 г. в 2,5 раза, реальная начисленная заработная плата - в три раза, а размер пенсий - в 2,4 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза. Эту картину омрачала инфляция: после снижения в середине 2007 г. она вновь начала набирать обороты и достигла к началу 2008 г. 12%.
Источником роста российской экономики долгое время оставался нефтегазовый сектор, к которому добавился высокий внутренний спрос, подпитываемый растущими ценами на энергоносители. Очевидно, что без благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры повышение уровня жизни оказалось бы невозможным. По ряду расчетов дополнительный доход от экспорта нефти за 2000-2008 гг. (если исходить из средней цены за 1992-1999 гг. с поправкой на инфляцию) составил около 500 млрд долл. США, причем 450 млрд долл. из этой суммы приходится на 2004- 2008 гг.
Ключевой проблемой экономического развития России являлся рост цен внутри страны. Для ее преодоления был создан Стабилизационный фонд РФ, призванный не допускать притока в бюджет России сверхдоходов от продажи на мировом рынке ее энергоносителей. Стабфонд России начал формироваться в конце 2004 г., и первоначально его объем не превышал 106 млрд руб. За четыре года эта сумма выросла почти в 50 раз. Минфин России рассматривал его как аналог МВФ, в связи с этим в Правительстве РФ возникла идея на базе 10% от общей суммы Стабфонда создать "фонд будущих поколении", средства которого возможно разместить в акциях не только государственных, но и крупнейших мировых частных компаний. Эта идея была озвучена в конце мая 2006 г. После выплаты задолженности России Парижскому клубу кредиторов в августе 2006 г. концепция создания "фонда будущих поколений" приобрела реальные очертания. 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд России был поделен. Вместо этого финансового инструмента образовались Резервный фонд и Фонд национального благосостояния1.
По итогам 2007 г. общий объем ВВП России составил почти 33 трлн руб. С учетом более масштабных бюджетных затрат в 2008 г. рост финансовых запасов Правительства РФ несколько сократился. В декабре 2007 г. правительство отошло от принципа неприкосновенности Стабфонда, отдав в уставной капитал госкорпораций (Банка развития и ГК "Роснанотех"), а также Инвестиционному фонду 300 млрд руб. К лету 2008 г. внутренние финансовые сбережения страны достигали 536,8 млрд долл. США, или свыше 30% ВВП. Таким образом, финансовая стабильность России на фоне глобальных экономических проблем, казалось бы, приобрела устойчивость, что позволяло планировать бюджетные ассигнования на перспективу. Так, в ноябре 2008 г. был спланирован и утвержден бюджет на 2009-2011 гг., шла разработка планов социально-экономического развития России до 2020 г. Однако избежать серьезного влияния на экономику страны глобального финансового кризиса уже осенью 2008 г. не удалось. В сентябре резко начали падать индексы РТС и ММВБ, отражающие спад деловой активности. Если в августе 2008 г. международные резервы России достигали почти 600 млрд долл. США, то к концу октября они упали ниже 0,5 трлн долл., сократившись только за неделю с 17 по 24 октября па 31 млрд долл. Вслед за этим началось настоящее "бегство капитала" за рубеж. Вывоз капитала из России частным сектором в 2008 г. составил 129,9 млрд долл. против чистого притока в 2007 г. в 83,1 млрд долл. США Уже в ноябре 2008 г. было принято решение о поэтапной девальвации рубля примерно на 30%. Падение промышленного производства в январе 2009 г. составило 16% в годовом исчислении и 19,9% по отношению к декабрю 2008 г. Вскоре были откорректированы прогнозы по основным экономическим показателям на 2009 г.: цена на нефть 41 доллар за баррель, прогноз ВВП - до минус 2,2%, по промышленности - до минус 7,4% и по инвестициям - минус 14%.
В результате проведенной кропотливой работы 29 апреля 2009 г. был утвержден уточненный федеральный бюджет на 2009 г. Он будет исполнен с дефицитом, который составит более 2,9 трлн руб. В связи с непредсказуемостью экономической ситуации прервана "бюджетная трехлетка" и планирование ограничилось только одним годом. Для этого были внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ. Дефицит бюджета будет покрываться за счет средств Резервного фонда. Около 1,4 трлн руб. будет дополнительно направлено на реализацию антикризисных мер. Пересмотрены и базовые цены на нефть - с 95 долл. за баррель до 41 долл. США. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2009 г., по прогнозам, составят более 6,7 трлн руб., т.е. на 4,2 трлн руб. меньше, чем планировалось, а расходы - более 9,6 трлн руб., что на 7,4% больше первоначального варианта.
Приоритетом бюджетной политики является социальная поддержка населения в условиях кризиса на рынке труда (по расчетам примерно 10 млн безработных). Это профессиональное обучение работников, создание временных рабочих мест, организация переезда увольняемых в другую местность, поддержка малого бизнеса. В 2010 г. на 30% в реальном выражении к уровню 2009 г. вырастут пенсии, при этом размеры страховых выплат, которые заменят единый социальный налог, не будут повышены. Сокращение бюджетных расходов проведено избирательно, в основном за счет снижения инвестиционных расходов, сокращения расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ государственного аппарата и силовых ведомств. Важнейшим направлением антикризисных мер является огосударствление крупных частных предприятий, прежде всего в базовых отраслях, в результате проведения процедуры банкротства. Этот процесс уже набирает обороты.