Финансирование социальной сферы через внебюджетные фонды
Возникновение в России в 90-е гг. XX в. специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого внебюджетных фондов как таковых не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный.
Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.
Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правами самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Создание их было продиктовано необходимость безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развитии сети автомобильных дорог и содержании дорожного хозяйства, решении экологических проблем и т. п.
В 90-е гг. XX в. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления - федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.
В конце 90-х гг. прошлого столетия, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом была сохранена некоторая автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т. е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.
Так, в настоящее время в России функционируют следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами.
Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать внебюджетные фонды, например, для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, они формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Также решение о создании регионального или местного внебюджетного фонда (к примеру, жилищного строительства) могут принять представительные органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств используемых: для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи:
- обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;
- "резервирование" денежных средств помимо государственного бюджета;
- увеличение количества услуг социального характера населению.
В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью экономически развитых стран. Это прежде всего объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
- выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
- формирование фондов с собственными источниками доходов.
Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.
Большинство фондов создается в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Таким образом, внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин:
1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
2) будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль;
3) внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т. е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.
Образование внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.
Таким образом, с помощью внебюджетных фондов возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В России внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей:
1) проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период;
2) бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
3) внебюджетные фонды вводятся органами государственной власти и имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;
4) доходы государственных внебюджетных фондов формируются в основном за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;
5) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
6) страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т. е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством.
Действия по созданию внебюджетных фондов были обусловлены стремлением центральных органов власти:
- усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
- передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
- создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
- снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше выделялась дотация на социальную защиту населения.
Рассмотрим классификацию внебюджетных фондов.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:
1) социальные фонды, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования;
2) экономические фонды: жилищные и др.
В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды:
1) находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды;
2) создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления - региональные и местные фонды.
Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития.
Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах.
Источниками формирования внебюджетных фондов служат:
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- средства из бюджета;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются их органами управления и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ. Далее они представляются в Счетную палату РФ для внешней проверки. По результатам рассмотрения годовых отчетов Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда аналогично представляется в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, проходит проверку в органе финансового контроля и утверждается законодательным органом субъекта РФ.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Посредством социальных фондов государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны, существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества.
Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Поэтому создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.