Лекция 13. Финансирование государственной инвестиционной политики
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– инструменты и формы финансирования инвестиционной деятельности государства;
– структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ федеральных и ведомственных целевых программ, а также государственных программ РФ;
уметь
– различать расходы инвестиционного и программного характера в составе федерального бюджета;
– определять особенности функционирования, цели и задачи государственных корпораций;
владеть навыками
– формирования федеральных и ведомственных целевых программ.
В последнее время в Российской Федерации значительно активизировалась деятельность по созданию "институтов развития". Институты развития подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым институтам развития, в частности, относятся Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Россельхозбанк, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Среди нефинансовых институтов следует отметить особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др. В большинстве своем институты развития кардинально отличаются друг от друга, однако их связывает единая важнейшая задача – создание условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
В данной главе представлены основные инструменты финансирования инвестиционной деятельности государства в Российской Федерации. Последовательно рассмотрен механизм реализации приоритетных национальных проектов, определены их особенности. Описаны все действующие в России государственные корпорации, правовые основы их деятельности, рассмотрены виды ОЭЗ, цели их функционирования, определены основные требования к созданию ОЭЗ.
В отношении федеральных целевых программ, которые включаются в состав государственных программ РФ, приведены этапы их разработки и утверждения, примерная структура федеральной целевой программы. В главе также рассмотрены вопросы реализации ведомственных целевых программ, которые также включаются в состав государственных программ Российской Федерации, их виды и ОГЛАВЛЕНИЕ. Раскрыты основные понятия, связанные с осуществлением бюджетных инвестиций, формированием федеральной адресной инвестиционной программы, рассмотрен механизм формирования, планирования и реализации инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда РФ.
Ключевые понятия
Национальные проекты, государственные корпорации, ОЭЗ, инвестиционный фонд, проекты международных финансовых организаций, федеральные и региональные целевые программы, ведомственные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа
Значительно возросшая доходная часть государственного бюджета РФ позволила в последние годы увеличить государственное финансирование приоритетных инвестиционных программ и направлений инвестиционной деятельности государства. При этом увеличились не только объемы финансирования, но и количество инструментов финансирования проектов и программ за счет средств государственного бюджета.
Кроме традиционно включаемых еще с 90-х гг. прошлого века в состав ежегодного закона о федеральном бюджете федеральных и региональных целевых программ, получили широкое распространение такие инструменты и формы государственного финансирования инвестиционных расходов, как национальные про-
Рис. 13.1. Основные инструменты финансирования инвестиционной деятельности государства в Российской Федерации
екты, проекты, финансируемые за счет инвестиционного фонда, программы и проекты, реализуемые при содействии государства в ОЭЗ, отдельные общегосударственные проекты ("Сочи 2014", "Нанотехнологии" и т.п.), проекты международных финансовых организаций и др.