Философское понимание специфики социального познания
Различие наук о природе и наук о культуре подробно анализировалось в предыдущих главах, поэтому лишь кратко сформулируем некоторые особенности научно-исследовательской работы в социальной сфере, выявленные современной философской мыслью.
1. Предмет социального познания – сфера человеческой деятельности (сфера социального) в ее многообразных формах и проявлениях. Это единство объективного (социальные законы) и субъективного (индивидуальные интересы, цели, намерения и т.п.). Гуманитарное знание – знание о целостной системе субъективной реальности как индивидуальной ("мир человека"), так и коллективной ("мир общества"). При этом социальный объект рассматривается как в статике, так и в динамике.
Важнейшая цель социального познания – исследование развития общественных явлений, выявление законов, причин и источников этого развития. В этом аспекте выявляются существенные темпоральные отличия в развитии объекта и теории социально-гуманитарного знания.
Ситуация, характерная для естествознания: предмет существенно не изменяется, а его теоретическое познание развивается достаточно быстро. Так, сроки эволюции Галактики чрезвычайно велики в сравнении со сроками познания людьми этой эволюции
Ситуация, характерная для социального познания: сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, поэтому эволюция научного знания отражает эволюцию объекта. Для теории социальной работы это особенно важно, поскольку результаты теоретической деятельности в этой сфере непосредственно влияют на развитие системы социальной работы. В связи с этим здесь особую значимость приобретает принцип историзма, а именно рассмотрение социальных явлений в процессе их генезиса, развития и трансформации.
2. Социальное познание ориентируется на исследование единичного, уникального, индивидуального, опираясь при этом на результаты исследования общего, закономерного. Г. Гегель показал, что явление богаче закона, поскольку содержит в себе момент самодвижущейся формы, то, что не покрывается законом, который всегда "узок, неполон, приблизителен".
В обществе существуют объективные законы, выявление которых – важнейшая задача социального познания, но это – "законы-тенденции", которые довольно трудно "вычленить" из предмета социального познания. Именно этим объясняются трудности обобщения и генерализации в социальном познании. Человек (как и общество в целом) – сложное единство рационального и иррационального, общего и уникального. При этом уникальность социально-исторических явлений не "отменяет" необходимости выявления общего, закономерного в этой сфере: всякое единичное есть так или иначе общее, а всякое уникальное включает в себя элемент универсального.
Трудности структурирования и типологизации гуманитарного материала затрудняют и процессы его унификации, и категоризации. Многие исследователи выделяют два слоя языкового потенциала гуманитарных наук:
– первый – коллективный фонд обществознания, предназначенный для объяснения,
– второй – терминологический арсенал теории культуры, антропологии, психологии и т.д., предназначенный для герменевтической деятельности.
Вместе с тем в обществознании широко используется аппарат естественного языка.
3. Субъект познания оказывается постоянно включенным в предмет социального познания, и от такого присутствия нельзя избавиться, поэтому одна из важнейших задач социального познания – понять чужое "я" (а в известной степени и собственное "я") в качестве другого субъекта, в качестве субъективно-деятельного начала.
При этом в социальном познании существует сложный, весьма опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта. В процессе социального познания происходит "отражение отражения"; это "мысли о мыслях", "переживание переживаний", "слова о словах", "тексты о текстах". Μ. М. Бахтин отмечал, что текст есть первичная данность всякой гуманитарной дисциплины: "Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для самого себя, и для другого".
Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая (от греч. semeion – знак, признак) проблематика. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета (свойства, отношения). Знак используется для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). Символ (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – идеальное ОГЛАВЛЕНИЕ как знаков, так и иных материальных вещей и процессов. Смысл символа реально существует только внутри человеческого общения. Именно понятия "текст", "знак", "значение", "символ", "язык", "речь" определяют особенности как объекта социального познания, так и его методов.
Социально-гуманитарное познание выступает как ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Категории "смысл" и "ценности" – ключевые для понимания специфики социального познания. Великий немецкий философ М. Хайдеггер считал, что "понять направление, в каком вещь уже движется сама по себе, – значит увидеть ее смысл. Во вникании в такой смысл – суть осмысления. Осмыслением подразумевается большее, чем просто познание".
Поскольку объект гуманитарного знания существует в пространстве человеческих смыслов, ценностей, постольку социальное познание неразрывно связано с ценностями, со смысложизненными аспектами как социального объекта, так и социального субъекта. Ценности – социальные характеристики объектов, выявляющие их значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.п.).
М. Вебер подчеркивает роль ценностей в социальном познании: "Что становится предметом исследования и насколько глубоко это исследование проникает в бесконечное переплетение каузальных связей, определяют господствующие в данное время и в мышлении данного ученого ценностные идеи". Ценности обусловливают и специфику методов познания, и своеобразие способа образования понятий и норм мышления, которыми руководствуется ученый.
5. Специфика методологии социального познания связана с процедурой понимания. Понимание является основным для герменевтики как теории и практики истолкования текстов. Благодаря символической природе социального бытия понятие "Текста" (как совокупности знаков, обладающих значением и смыслом) оказывается универсальным в качестве характеристики процессов и результатов деятельности человека в различных сферах.
Понимание не следует отождествлять с познанием, как это происходит в обыденном познании ("понять – значит выразить в логике понятий") или смешивать с процедурой объяснения. Понимание связано с осмыслением, с погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Понимание – это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл.
6. Социальное познание исследует преимущественно качественную сторону исследуемой действительности. В силу специфики механизма социальных законов (включающего, наряду с рационализируемыми, систему иррациональных компонентов) удельный вес количественных методов здесь гораздо меньше, чем в естественных науках. Однако и здесь активизируются процессы математизации и формализации знания. Так, система математических методов широко используется в прикладной социологии, психологии, статистике и др.
Всестороннему внедрению математических методов в социальное познание препятствует индивидуализированность (нередко – уникальность) социальных объектов; наличие многообразных субъективных факторов; полисемантичность и незавершенность смыслов, их динамичность и др.
7. Специфическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней в социальном познании. В социальном познании ограничены возможности социального эксперимента, а эмпирические методы используются в своеобразном преломлении: опросы, анкетирование, тестирование, модельные эксперименты, часто нацеленные на выявление ценностных, смысловых связей человека с миром. Очень велико здесь значение методов вживания, сопереживания, понимающих методик и т.п.
8. На отсутствие общепризнанных парадигм в социальных науках обращал внимание выдающийся логик и философ современности Г. X. фон Вригт: "В социологии не существует всеобще признанных парадигм, и это та особенность, которая отличает ее от естествознания. <...> Следовательно, есть основание говорить о существовании параллельных типов социологии. Они отличаются не столько в том, что придерживаются противоречащего друг другу понимания фактов, сколько в принимаемых парадигмах, в рамках которых дается описание и объяснение фактов".
Нередко говорят о неизбежности "теоретического анархизма" в гуманитарных науках, ибо здесь нет "единственно истинной теории". Для этих наук нормой является множественность конкурирующих между собой концепций и теоретических моделей социальной реальности, а также возможность свободного выбора любой из них.
Существует и иная точка зрения. Так, Л. В. Топчий полипарадигмальность социальных теорий не считает положительной характеристикой и утверждает, что "теория социальной работы в России, пожалуй, единственная социальная дисциплина, которая не имеет общей (общепризнанной) теоретической парадигмы социальной работы".
9. Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук. Поскольку социальная реальность в современном обществе (социальные институты, социальные отношения, социальные идеи и теории) во все большей мере конструируется, социальные науки во всевозрастающей мере превращаются в непосредственную социальную силу. Их рекомендации необходимы для внедрения в различные сферы общества: в экономику и практическую политику, в управление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т.п. Особенно важную роль для оптимального "конструирования" социальной политики и национальной системы социальной работы играет творческое развитие теории социальной работы.