Философские основания научных исследований в социально-гуманитарной сфере

Все науки, входящие в современный корпус научного знания:

– опираются на систему фактов;

– осуществляют на их основе первичные обобщения;

– стремятся выявить причины изучаемых явлений и добраться до их сущности, на этом основании выявить их законы;

– формируют идеализированные объекты;

– используют универсальную логику рассуждений;

– выдвигают систему гипотез, стремятся либо превратить их в теории, либо опровергнуть их и т.п.

Таким образом, все науки используют многообразные и универсальные средства исследовательской работы. Однако каждая группа наук обладает специфическими характеристиками, которые философия позволяет не просто выявить, но и максимально учитывать в процессе социального познания. Наибольший вклад в решение этих задач непосредственно вносит философия науки, вместе с тем особенности объекта социального познания исследует философская онтология и социальная философия, а специфика социального познания отражается в результатах исследований гносеологии и эпистемологии.

Функции философии, реализуемые в процессе социального познания

1. Интегративная (синтетическая) функция философии – системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры. Философия по своей сущности интегральна, синтетична и является "метаязыком" всех проявлений человеческого опыта, в том числе социального.

2. Критическая функция философии ориентирована как на познание, так и на практику. Крупнейший философ XX в. К. Поппер считал, что принцип "все открыто для критики" является "величайшим методом науки". Сущностью критической работы философа является, в частности, обнаружение и раскрытие противоречий, в том числе в научно-исследовательской деятельности.

3. Онтологическая функция философии проявляется в разработке определенной "модели" реальности, сквозь "призму" которой ученый смотрит на свой предмет исследования.

Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках. Такая философская картина мира служит предпосылкой и условием для разработки конкретных картин мира, в том числе социальной картины мира.

4. Гносеологическая функция философии реализуется посредством "вооружения" исследователей знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения. Ни одна из частных наук не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается гносеология как один из основных разделов философии.

Научное познание в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной "сеткой логических категорий", поэтому, развивая свои категории, философия тем самым готовит для социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата.

5. Методологическая функция философии характеризуется тем, что дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании.

6. Познавательно-прогнозирующая функция философии проявляется в том, что в ее рамках вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали естественно-научным фактом лишь в XVII– XVIII вв.