Философия XVII–XVIII веков
Культура Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих философов. Ренессансная философия развивалась в основном в формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но Возрождение предложило те интуиции и схемы мысли, которые явились необходимой предпосылкой достижений более поздней философии.
Возникновение современной науки
Новому времени присущи две основные черты: падение авторитета церкви и рост авторитета науки. Авторитет науки существенно отличается от авторитета церкви, так как он является по своему характеру интеллектуальным, а не идеологическим. "Никакие кары, – пишет Б. Рассел, – не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы исключительно присущим ему призывом к разуму. Авторитет науки высказывает свое суждение только о том, что в данный момент представляется научно установленным, а это составляет лишь крошечный островок в океане неведения. Авторитет науки еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, весьма отличный от склада ума средневекового догматика".
Первым серьезным вторжением науки на территорию религиозной догмы явилась гелиоцентрическая теория Коперника (1543). Николай Коперник (1473–1543) был польским священником. В результате занятий астрономией он пришел к убеждению, что Солнце является центром Вселенной, а Земля имеет двойное движение: су точное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца. Открытие Коперника развенчивало представления о Земле как особом центре Вселенной. Становилось трудно признавать за человеком абсолютную значимость, приписываемую ему христианской теологией. Но это произошло позже, когда гипотеза Коперника была с помощью расчетов подтверждена немецким астрономом Иоганом Кеплером и итальянским астрономом и физиком Галилео Галилеем. Последний был убежденным сторонником гелиоцентрической системы. Ему принадлежат изобретение телескопа и ряд важных открытий в астрономии. Галилей был осужден инквизицией. Он вынужден был отказаться от своих теорий и обещал больше никогда не утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси или вокруг Солнца. В католической Италии инквизиции удалось приостановить развитие науки.
Но в это время в Европе существовали протестантские страны (Англия, Голландия), где церковь и государство были более терпимыми. Английский физик Исаак Ньютон (1642–1727) достиг научного триумфа, который во многом подготовили Коперник, Кеплер и Галилей. Ньютон определил "силу" как причину изменения скорости движения, т.е. ускорения. После этого он сформулировал закон всемирного тяготения: "Каждое тело притягивает любое другое тело с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними". Из этого закона можно было объяснить многое в планетарной теории: движение планет и их спутников, орбиты комет, приливы. Ньютона называли не просто ученым, а философом, объяснившим своим современникам мироустройство. В Англии появилось даже стихотворение:
Природа и ее законы были скрыты во тьме,
Но Бог сказал: "Да будет Ньютон", – и все стало ясно.
Свидетельством того, что XVII в. стал веком формирования современной науки, являются и большие успехи в изобретении различных научных приборов. В этом веке были созданы микроскоп, телескоп, воздушный насос, термометр, барометр, усовершенствованы механические часы. Кроме значительных успехов, достигнутых в области астрономии и динамики, были сделаны открытия и в других областях. Так, было описано явление магнетизма, открыта система кровообращения, сперматозоиды, одноклеточные организмы, бактерии. Большие открытия были сделаны в области чистой математики, которая необходима для успешной работы в физических науках. В 1614 г. Дж. Непер опубликовал свое изобретение логарифмов. Формирование аналитической геометрии было результатом работ нескольких математиков XVII в., в том числе философа и математика Р. Декарта. Дифференциальное и интегральное исчисление было создано Ньютоном и немецким философом и математиком Г. Лейбницем независимо друг от друга. Оно стало орудием почти всей высшей математики. Имелось множество и других важных открытий.
Вследствие мощного развития науки в XVII в. взгляды образованных людей стали меняться, так, например, магия и колдовство стали восприниматься как невежество и дикость. Другое важное следствие развития науки – глубокое изменение в представлениях о месте человека в мире. Земля перестала считаться центром Вселенной, где все имело целью служение человеку. Понятие "цели", которое со времен Аристотеля присутствовало во всех научных концепциях, теперь было отброшено из научного объяснения мира. Даже если кто-то верил, что цель Вселенной – восславлять Господа, ученые не позволяли этому верованию вмешиваться в астрономические вычисления.
Еще одним важным моментом, стимулирующим развитие теоретической науки, была практическая значимость ее результатов. Практическое значение науки было впервые признано в связи с войной. Со времени Галилея и Леонардо роль ученых в войне неуклонно возрастала. Позднее достижения ученых стали играть большую роль в развитии машинного производства и в использовании сначала пара, а затем электричества. Таким образом, статус науки утвердился в обществе прежде всего благодаря ее практической полезности. В дальнейшем это привело к попытке превратить науку в технику, лишив тем самым науку функции объяснения мира.