Философия управления персоналом организации

Философия - это форма общественного сознания, мировоззрение, система идей и взглядов па мир. Под управлением принято понимать функцию организационных систем, обеспечивающую сохранение их структуры и эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей.

Следовательно, философия управления персоналом организации - это система взглядов сотрудников определенной организации, призванная обеспечить сохранение дайной организации и эффективное использование ее ресурсов для достижения поставленных целей. Данную философию можно рассматривать так же, как совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимодействия персонала, а также подчиненную целям организации систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми работниками организации.

Философия управления персоналом организации как совокупность целей и правил поведения сотрудников возникла в крупных японских фирмах Мицубиси, Тайота, Сони, а затем получила широкое распространение в США и странах Западной Европы.

В составе философии управления персоналом выделяются три основных направления: общая цель; режим деятельности и целостная структура.

Общая цель организации выражается в се миссии. Миссия определяет режим деятельности фирмы, ее статус и политику.

Режим деятельности отражается в базовых целях и принципах функционирования фирмы.

Целостность структуры обеспечивают основные функции философии управления персоналом, к числу которых можно отнести:

o рассмотрение философии как основы для принятия стратегических и тактических решений;

o применение философии для формирования организационной культуры;

o использование философии для формирования имиджа фирмы.

Философские принципы организаций нового типа сводятся к следующему:

o выработка крупных целей и постановка амбициозных научно-технических задач (разработка принципиально новых продуктов: смартфонов, коммуникаторов, лазерная звукозаписывающая установка и т.п.);

o патернализм - воспитание у работников фирмы чувства сотрудничества и взаимопомощи, создание иллюзии одной семьи (пожизненный найм, неформальное общение руководителей и сотрудников, фирменная одежда);

o развитие творческой инициативы персонала (кружки качества, поддержка энтузиастов-новаторов и т.п.).

Философия управления получает свое концентрированное выражение в деловом кредо организации.

Деловое кредо организации

Под деловым кредо понимается декларирование миссии организации (фирмы), определение базовых целей и кодекса поведения сотрудников.

Одной из первых в мире удачно сформулировала свое деловое кредо фирма "Panasonic". Рассмотрим в качестве примера ее деловое кредо.

Миссия организации, как уже отмечалось, четко выражает причину ее существования и ту роль, которую данная компания хотела бы играть в обществе. Фирма " Panasonic" декларирует свою миссию следующим образом: Производить дешевые "как вода" электробытовые приборы в изобилии.

Базовые цели этой компании определяются так:

o рост благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;

o получение прибыли путем служения обществу;

o честная конкуренция на рынке;

o взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;

o участие в управлении всех работающих в компании.

Кодекс поведения сотрудников фирмы "Panasonic" (так называемые Семь духов Мацусита) сформулирован следующим образом:

o вклад фирмы в промышленность;

o честность и преданность;

o гармония и сотрудничество;

o борьба за качество;

o учтивость и скромность;

o адаптация и восприимчивость;

o признательность фирме.

Деловое кредо фирмы должно быть не только четко сформулировано и доведено до каждого работника, но оно должно стать частью личной мотивации каждого сотрудника организации.

Об эффективности делового кредо фирмы " Panasonic" свидетельствует тот факт, что се продукция пользуется заслуженным признанием во всем мире, а деловее кредо вслед за этой компанией удачно сформулировали другие японские корпорации.

Резюме

Кадровый потенциал организации - это возможности персонала и администрации, которые могут быть использованы для достижения целей фирмы. Для изучения кадрового потенциала широко используются методы системного анализа, а также экспертно-аналитический метод, метод главных компонентов, метол коллективного блокнота и др.

Улучшение использования кадрового потенциала связано с управлением формальными и неформальными группами, решением проблем власти и лидерства в коллективе, предотвращением конфликтов, созданием здорового психологического климата в организации.

Персонал любой организации можно представить как совокупность формальных и неформальных групп. Формальные группы - это подразделения, созданные по инициативе администрации (участок, цех, отдел, лаборатория и т.п.). Руководители этих подразделений и члены формальных групп назначаются администрацией.

Неформальные группы - это группы людей, не связанных должностной иерархией и объединенных на основе дружеских отношений, общности интересов и т.н. Формальные и неформальные группы тесно взаимодействуют. Поэтому задача менеджера состоит не в борьбе с неформальными группами, а в приобретении навыков управления ими с тем, чтобы направлять усилия как формальных, так и неформальных групп на достижение целей организации.

Формальные и неформальные группы возглавляют лидеры. Так, лидер любой группы обладает властью, т.е. имеет возможность влиять па поведение других членов группы. Существуют различные виды власти: основанная па принуждении; основанная на вознаграждении; экспертная; эталонная; законная (или традиционная).

Наряду с изучением власти и лидерства важное место в кадровом менеджменте занимают проблемы управления инновациями.

Далеко не всегда персонал предприятия (или организации) с восторгом воспринимает нововведения. Это обусловлено нежеланием приспосабливаться к новым условиям, боязнью потерять работу, неуверенностью в ceбe, боязнью излишнего напряжения, ленью и т.п.

Чтобы преодолеть сопротивление отдельных работников внедрению инноваций, полезно проводить постоянное обучение персонала, предоставлять льготы и стимулировать новаторов, оценивать вклад каждого работника в развитие организации, оказывать помощь в самосовершенствовании каждому работнику. Особого внимания заслуживают кадровые инновации, представляющие собой целевую деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленную на развитие кадров и повышение эффективности функционирования организаций.

Существенным резервом улучшения использования кадрового потенциала служит улучшение психологического климата в трудовых коллективах.

Философия фирмы - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимодействия сотрудников, а также подчиненная целям организации система ценностей и убеждений, воспринимаемая всеми работниками организации.

Философия фирмы формируется с учетом национального менталитета и получает свое конкретное выражение в ее деловом кредо.

Деловое кредо содержит в себя миссию фирмы, ее базовые цели и кодекс поведения сотрудников.