Лекция 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII–XVIII ВВ.)
При изучении главы 6 студенты обретут следующие знания и умения, овладеют соответствующими навыками.
Студент должен знать:
1. Какое влияние оказала научная революция XVII в. на развитие философии.
2. В чем смысл понятия "метода" у Декарта.
3. Какое ОГЛАВЛЕНИЕ вкладывал Ф. Бэкон в формулу "Знание – сила".
4. Что такое Просвещение.
Уметь:
1. Проводить различие между поставленными проблемами и возможностями их дальнейшего изучения.
2. Выявлять потенциал всепроникающего разума.
3. Пользоваться методами теоретического постижения проблемы.
Владеть:
1. Искусством методического рассмотрения проблемы.
2. Приемами теоретического освещения конкретной философской темы.
Научная революция XVII в. и ее влияние на философию
В течение трех последних столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская система мышления, основанная на трудах британского исследователя Исаака Ньютона (1643–1727) и французского философа Репе Декарта (1596–1650) (система называется картезианской, потому что Декарт в латинском написании – Картезий). Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и заимела солидную репутацию среди всех прочих дисциплин. Ее уверенная опора на математику, эффективность в решении проблем и успешные практические приложения в различных областях повседневной жизни сделались тогда стандартом для всей науки. Умение увязывать базисные концепции и открытия с механистической моделью Вселенной, разработанной в физике Ньютона, стало важным критерием научной узаконенности в более сложных и менее разработанных областях – таких как биология, медицина, психология, психиатрия, антропология и социология. Однако в ходе дальнейшего развития концептуальные схемы, выведенные из ньютоно-картезианской парадигмы (научной картины мира), утратили свою революционную силу и стали серьезным препятствием для изысканий и прогресса в науке.
Но для Нового времени это были колоссальные открытия. До возникновения теории относительности Эйнштейна и квантовой физики мы были твердо убеждены, что Вселенная состоит из плотной материи, полагали, что основанием материальной Вселенной являются атомы, и представляли их сплошными и неразрушимыми. Эти атомы существовали в трехмерном пространстве и двигались согласно определенным законам, и в соответствии с этим материя эволюционировала в определенном направлении, двигаясь от прошлого через настоящее к будущему. Исходя из этой надежной детерминистской точки зрения, мы видели Вселенную как гигантскую машину и были уверены в том, что придет день, когда мы откроем все управляющие этой машиной законы и таким образом сможем в точности сказать все, что случится в будущем. Как только эти законы будут открыты, мы обретем господство над всем, что нас окружает. Некоторые ученые даже мечтали, что однажды мы, смешав соответствующие химические элементы, сможем произвести жизнь в пробирке. Так герой романа английской писательницы Мэри Шелли (1797–1851) "Франкенштейн, или Современный Прометей" часто спрашивает себя: где таится жизненное начало? "Я увидел, чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в тлен его цветущая красота; я увидел, как все, что радовало глаз и сердце, достается в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет, ослепительный и вместе с тем ясный, что я, потрясенный открывшимися возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей, изучавших этот предмет, именно мне выпало счастье открыть великую тайну".
В этой модели Вселенной, разработанной ньютоновской наукой, жизнь, сознание, люди и творческий разум рассматривались как побочные продукты, развившиеся из непостижимого скопления материи. И несмотря на то что мы столь сложны и удивительны, нас, людей, тем не менее рассматривают как, по сути, материальные объекты, как нечто чуть большее развитых животных или мыслящих биороботов. Считалось, что наши границы определяются границами нашей кожи, а сознание является не более чем продуктом мыслящего органа под названием мозг. Все, что мы думали, чувствовали и знали, было основано на информации, получаемой нами через посредство органов чувств. Следуя логике этой материалистической модели, человеческое сознание, интеллект, этика, искусство, религия и сама наука рассматривались как побочные продукты материального процесса, происходящего в мозге.
Механическая Вселенная Ньютона – это Вселенная твердой материи, состоящей из атомов – маленьких и неделимых частиц, фундаментальных строительных блоков. Они пассивны и неизменны, их масса и форма всегда постоянны. Самым важным вкладом Ньютона в модель греческих атомистов (во всем остальном схожую с его моделью) было точное определение силы, действующей между частицами. Он назвал ее силой тяготения и установил, что она прямо пропорциональна квадрату расстояния. В ньютоновской системе тяготение – довольно таинственная вещь. Оно представляется неотъемлемым атрибутом тем самых тел, на которые действует: это действие осуществляется мгновенно, независимо от расстояния.
Другой существенной характеристикой ньютоновского мира является трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии, которое абсолютно, постоянно и всегда пребывает в покое. Различие между материей и пустым пространством ясное и недвусмысленное. Подобным образом, время абсолютно, автономно и независимо от материального мира; оно представляется однородным и неизменным потоком из прошлого через настоящее и будущее. В соответствии с теорией Ньютона все физические процессы можно свести к перемещению материальных точек под действием силы тяжести, действующей между ними и вызывающей их взаимное притяжение. Ньютон смог описать динамику этих сил при помощи нового, специально разработанного математического подхода – дифференциального исчисления.
Итоговым образом такой Вселенной оказывается гигантский и полностью детерминированный часовой механизм. Частицы движутся в соответствии с вечными и неизменными законами, а события и процессы в материальном мире являют собой цепь взаимозависимых причин и следствий. В силу этого возможно реконструировать любую прошлую ситуацию во Вселенной или предсказать будущее с абсолютной определенностью. Практически этого никогда не происходит, потому что мы не в состоянии получить детальную информацию обо всех сложных переменных, входящих в данную ситуацию. Теоретическую вероятность подобного мероприятия никто серьезно не исследовал, как и основное метафизическое допущение, что оно представляет собой существенный элемент механистического взгляда на мир. Илья Пригожин (1980) назвал эту веру в безграничную предсказуемость "основополагающим мифом классической науки".
Дисциплины, смоделированные по Ньютону и Декарту, в деталях разработали картину Вселенной в виде комплекса механических систем, огромного агрегата из пассивной и инертной материи, развивающегося без участия сознания или созидательной разумности. От большого взрыва через изначальное расширение галактик до рождения Солнечной системы и ранних геофизических процессов, создавших нашу планету, космическая эволюция якобы управлялась исключительно слепыми механическими силами. По этой модели, жизнь зародилась в первозданном океане случайно, в результате беспорядочных химических реакций. Точно так же клеточная организация органической материи и эволюция к высшим формам жизни возникли механически, без участия разумного принципа, в результате случайных генетических мутаций и естественного отбора, обеспечивающего выживание более приспособленных. И в конце концов это привело к разветвлению филогенетической системы иерархически организованных видов со все возрастающим уровнем сложности.